Фигура умолчания
«И этот марксистский подход к старине давно применяется в нашей стране», — пел Александр Галич, высмеивая различные экивоки и умолчания советской историографии. Не только к старине, недавнему прошлому доставалось не меньше, если не больше…
![](https://cs.kiozk.ru/content/7ge/kpj/bkp/ycfepptlkwtwetmozosguq4/art/100367/mqqsutrm.jpg?v=1&temp_url_sig=5TkwyJ1QdDWdOjNmyW7QXQ&temp_url_expires=1739803503)
В 1972 году советские десятиклассники увидели новый учебник истории СССР, написанный авторским коллективом, состоявшим из двух известных учёных, докторов исторических наук Максима Кима и Ильи Берхина, учителя-методиста Петра Потёмкина и редактора издательства «Просвещение» Балева, к тому моменту уже скончавшегося. Пособие охватывало период с 1938 по 1971 год и выдержало дюжину изданий-переизданий, «сломавшись», в полном соответствии с законами мистики, на 13-м, которое не состоялось. Каждый год добавлялись новейшие события — где пленум, а где и целый съезд, но структура и «содержание предыдущих серий» оставались неизменными, как вид на котельную из окна заводского общежития. Периоду, который мы сегодня называем хрущёвским, было посвящено около полусотни страниц, одна пятая часть общего объёма.
![](https://cs.kiozk.ru/content/7ge/kpj/bkp/ycfepptlkwtwetmozosguq4/art/100367/fjwedqdz.jpg?v=1&temp_url_sig=sO7FBLBoz0p92DVCITMxYA&temp_url_expires=1739803503)
Именно «около», так как нижняя граница периода была тщательно размазана по восьми годам главы IV «Развитие социалистического общества в 1951–1958 гг.». При этом авторы нашли в себе (точнее, в партийных установках) силы избежать не только в данном разделе, но и в учебнике в целом упоминания Маленкова, Булганина, Молотова, Кагановича и Берии. Фамилия Хрущёв всплыла дважды — в связи с отставкой, обстоятельства которой были изложены в высшей степени информативно: «Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. удовлетворил просьбу Н. С. Хрущёва об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР». Полуопальный Жуков встретился десятиклассникам четырежды