День рождения на работе: что дарить и как поздравлять босса или коллегу
Вы не так давно работаете в компании и, на вашу голову, у босса или коллеги завтра день рождения. На вашу — потому что по должности или по просьбам коллектива вам придется вручать подарок или произносить тост. Как себя вести, что говорить, как не опозориться? Советует эксперт в области этикета.
Корпоративные этика и этикет
Этикетом называют правила поведения в обществе, которые формируются на основе этики — нравственных принципов и представлений людей о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Правила этикета формируются под влиянием:
- исторического периода — например, этикет времен Людовика IV;
- национальной или территориальной культуры — европейский этикет;
- религии — католический этикет;
- профессиональных особенностей — воинский этикет, дипломатический этикет.
Корпоративные правила поведения (корпоративная культура) зависят от традиций конкретной организации. Эти правила устанавливаются руководителем или лидером коллектива, часто группой лидеров — к примеру, старейшими работниками. Традиции и правила бережно хранятся и передаются вновь пришедшим сотрудникам (так же как в семье).
Важным разделом корпоративной культуры являются корпоративные праздники.
Что делать новому сотруднику?
Во многих компаниях есть «Кодекс корпоративной этики». Это документ, с которым обязательно нужно ознакомиться и внимательно изучить раздел «Корпоративные праздники и подарки».
Если такого документа на предприятии нет, то, приняв решение о работе в компании, стоит уточнить для себя ряд вопросов, в числе которых и те, что касаются делового этикета:
- как принято одеваться и выглядеть (дресс-код);
- как в компании отмечают дни рождения сотрудников и босса: что принято дарить, принято ли собирать коллектив за столом, приносить угощение, разрешен ли алкоголь.
Как принято отмечать?
Специалисты по этикету не советуют устраивать пышных торжеств на рабочем месте: уместен небольшой фуршет, поздравление от коллектива и руководства, вручение подарка и благодарность от имени компании. Максимум — на час обеденного перерыва. Это универсальный сценарий.
Как сбежать, не теряя лица?
Представьте, что в компании, где вы недавно работаете, существуют традиции отмечать любой день рождения с размахом — многочасовым застольем допоздна, с танцами и песнями, без субординации. Что, если для вас это неприемлемо? Как поступить?
- Высказать свое мнение о нарушении принципов делового общения?
- Категорически отказаться от участия, более того, осудить подобное?
Если вы выбрали один из этих вариантов, считайте, что сразу же станете «белой вороной» в коллективе! Как мудро выйти из ситуации?
Можно сослаться на небольшое недомогание или обязательства перед домочадцами. Сказать комплимент дружному коллективу, посетовать о том, что не получается присоединиться, и уйти с мероприятия, не привлекая к себе внимания.
Как готовить поздравительную речь?
Формула поздравительной речи
Формула поздравительной речи включает обращение, поздравление и пожелания. Продумывая текст, имейте в виду, что ваши коллеги тоже приготовили поздравления. Существует стандартный набор поздравительных фраз, и они часто повторяются. Как этого избежать?
- Составьте текст поздравления, исходя из вашего положительного восприятия деловых и личностных качеств именинника.
- Что касается пожеланий, то избегайте клише типа «здоровья и счастья в личной жизни».
На досуге можно составить себе памятку с синонимами общепринятых фраз и интересными определениями, например вместо «крепкого здоровья» можно пожелать «бодрости и оптимизма», «счастье в личной жизни» заменить «яркими счастливыми моментами».