Как себя вести, что говорить, как не опозориться на корпоративе?

PsychologiesБизнес

День рождения на работе: что дарить и как поздравлять босса или коллегу

Вы не так давно работаете в компании и, на вашу голову, у босса или коллеги завтра день рождения. На вашу — потому что по должности или по просьбам коллектива вам придется вручать подарок или произносить тост. Как себя вести, что говорить, как не опозориться? Советует эксперт в области этикета.

Елена Сивкова

1000x562_0xac120003_18588766941654613873.jpeg
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Корпоративные этика и этикет

Этикетом называют правила поведения в обществе, которые формируются на основе этики — нравственных принципов и представлений людей о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Правила этикета формируются под влиянием:

  • исторического периода — например, этикет времен Людовика IV;
  • национальной или территориальной культуры — европейский этикет;
  • религии — католический этикет;
  • профессиональных особенностей — воинский этикет, дипломатический этикет.

Корпоративные правила поведения (корпоративная культура) зависят от традиций конкретной организации. Эти правила устанавливаются руководителем или лидером коллектива, часто группой лидеров — к примеру, старейшими работниками. Традиции и правила бережно хранятся и передаются вновь пришедшим сотрудникам (так же как в семье).

Важным разделом корпоративной культуры являются корпоративные праздники.

Что делать новому сотруднику?

Во многих компаниях есть «Кодекс корпоративной этики». Это документ, с которым обязательно нужно ознакомиться и внимательно изучить раздел «Корпоративные праздники и подарки».

Если такого документа на предприятии нет, то, приняв решение о работе в компании, стоит уточнить для себя ряд вопросов, в числе которых и те, что касаются делового этикета:

  • как принято одеваться и выглядеть (дресс-код);
  • как в компании отмечают дни рождения сотрудников и босса: что принято дарить, принято ли собирать коллектив за столом, приносить угощение, разрешен ли алкоголь.

Как принято отмечать?

Специалисты по этикету не советуют устраивать пышных торжеств на рабочем месте: уместен небольшой фуршет, поздравление от коллектива и руководства, вручение подарка и благодарность от имени компании. Максимум — на час обеденного перерыва. Это универсальный сценарий.

Как сбежать, не теряя лица?

Представьте, что в компании, где вы недавно работаете, существуют традиции отмечать любой день рождения с размахом — многочасовым застольем допоздна, с танцами и песнями, без субординации. Что, если для вас это неприемлемо? Как поступить?

  • Высказать свое мнение о нарушении принципов делового общения?
  • Категорически отказаться от участия, более того, осудить подобное?

Если вы выбрали один из этих вариантов, считайте, что сразу же станете «белой вороной» в коллективе! Как мудро выйти из ситуации?

Можно сослаться на небольшое недомогание или обязательства перед домочадцами. Сказать комплимент дружному коллективу, посетовать о том, что не получается присоединиться, и уйти с мероприятия, не привлекая к себе внимания.

Как готовить поздравительную речь?

Формула поздравительной речи

Формула поздравительной речи включает обращение, поздравление и пожелания. Продумывая текст, имейте в виду, что ваши коллеги тоже приготовили поздравления. Существует стандартный набор поздравительных фраз, и они часто повторяются. Как этого избежать?

  • Составьте текст поздравления, исходя из вашего положительного восприятия деловых и личностных качеств именинника.
  • Что касается пожеланий, то избегайте клише типа «здоровья и счастья в личной жизни».

На досуге можно составить себе памятку с синонимами общепринятых фраз и интересными определениями, например вместо «крепкого здоровья» можно пожелать «бодрости и оптимизма», «счастье в личной жизни» заменить «яркими счастливыми моментами».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении