Кадиллак для Адама и Евы. Шесть историй Ярослава Кемница
Человек надевает VR-шлем — и оказывается в другой реальности, созданной цифровыми методами. От воздействия такого произведения искусства зрителю не отвертеться: он уже не просто зритель, а участник. Специалист в сфере кино- и игровой индустрии, кандидат искусствоведения, создатель проектов в области арт-VR Ярослав Кемниц рассказал «Цифровому океану» истории…
О том, как научить людей летать
Мой первый VR-проект «Центр перемещения во времени KOD» для одноименного центра был посвящен истории петербургского флота. XVIII век — флот Петра I, XIX — форты Финского залива, начало XX — первые военные летчики. Меня особенно заинтересовала третья часть, потому что мой дед был как раз одним из первых летчиков, и он погиб в той самой Гатчинской летной школе, о которой мы рассказываем. Это огромный проект, и в нем я был автором сценария, и режиссером, и гейм-дизайнером. Сценарий занимал около тысячи страниц. Мы охватили три эпохи, чистого интерактивного хронометража там набегает два часа. Для того чтобы осветить гигантские пласты истории и сделать это в увлекательной форме, мне приходилось искать сложные художественные и технологические решения. Повествовательные части в этом проекте сочетаются с игровыми. Рассказывать человеку, как устроен самолет, очень долго, а мы даем ему в руки штурвал, объяснив, как функционирует система, и человек очень быстро осваивается — а потом он уже участвует в виртуальном бою как летчик начала XX века, Первой мировой войны. Это, к слову, было удивительное время, удивительные люди; был первый воздушный таран с гибелью того, кто таранит, был первый таран без гибели… Был французский летчик, подбивший дирижабль шутихой. Люди бегали по крыльям этих первых самолетов, тушили моторы в полете, сейчас это даже представить себе трудно.
Центр KOD — культурное пространство в Санкт-Петербурге, открывшееся в 2018 году в помещениях бывшего завода «Арсенал». Посетителям предлагаются мероприятия в виртуальной реальности: игры, «Виртуальный планетарий», интерактивный VR-проект о трех эпохах истории Финского залива.
О виртуальной фортификации
Когда копаешься в истории, в том, как все устроено, очень много таких удивительных вещей узнаешь. Так, в XIX веке в форте «Константин» в Кронштадте стояли удивительные пушки на лафетах системы Паукера. Эти пушки поднимались из-за кирпичной стены на специальной платформе, управляемой паром, стреляли и опускались. Мы реконструировали их в деталях. А еще я был поражен, когда стал выяснять, как работала система наведения артиллерии в фортах Финского залива в XIX веке. Как попасть из пушки по кораблю на расстоянии километров 12? Цель слишком маленькая, это же муха! Оказывается, под водой между фортами были проложены трубы, через которые наводчики перекрикивались. Один наводит на корабль и по таблицам называет угол, а другой в полутора километрах наводит от себя. И называет свою цифру. А пушкарь учитывает эти данные и стреляет.
Все это я исследовал, работая над проектом KOD. Мы изучали чертежи, нам предоставили архивы военноморского флота. Бывает, что исследователь, не имея технического образования, пишет и додумывает от себя, а у меня есть такое образование, я из разных источников по крупицам собирал сведения, как что работает, ведь когда художник делает трехмерную модель, становятся видны все ошибки. Реконструкция, внутри которой участники потом будут играть, изучать, как все устроено, должна быть продуманной и опираться на факты. Например, у нас в виртуальном пространстве сделан стол, на котором можно играть в «Защитные башни»: Финский залив, Петербург, у человека в VR-шлеме в руках пять фишек — это форты, и он должен расставить их по заливу так, чтобы шведский флот их не миновал. За три-четыре игры человек начинает понимать, что маленькие форты, если их правильно поставить, никакой корабль не пропустят к Петербургу.