Бизнес в найме: зачем директоров «Пятерочек» сделали предпринимателями
Компания X5 Group подвела итоги управленческого эксперимента, который прошел более чем в 1000 магазинах «Пятерочка». Наемным директорам супермаркетов предложили стать предпринимателями — им дали расширенные полномочия и больше свободы в принятии решений: от кадровых вопросов до управления бюджетом магазина. Если супермаркет генерирует прибыль выше запланированной, участники проекта могут сами распоряжаться частью этих денег. В результате руководители-партнеры заработали для торговой сети дополнительные 158 млн рублей, а их собственные доходы за 2022 год оказались на 30% больше, чем у управляющих магазинов, работающих в обычном режиме.
Проект «Директор — партнер магазина» запустили в «Пятерочке» (входит в Х5 Group) осенью 2021 года. По сути руководителям магазинов дали полномочия собственников бизнеса: они стали запускать маркетинговые акции, управлять ассортиментом и бюджетом супермаркета, менять график его работы, расширять или сокращать штат. Например, они могли отказаться от охранника в торговом зале. И все это без лишних согласований. Раньше в решение таких задач более активно были вовлечены вышестоящие управленцы — руководители дивизионов и кластеров. Эксперимент нацелен на то, чтобы повысить мотивацию и эффективность директоров.
Традиционная розница ищет новый формат управления: в диапазоне от тотальной централизации до максимальной самостоятельности, когда каждый магазин — отдельная бизнес-единица, поясняет Антон Белогородов, партнер консалтингового агентства RosExpert. Это связано с турбулентностью на рынке: решения надо принимать максимально быстро, говорит он.
На старте проекта «Пятерочки» к нему подключились 16 директоров в Москве, Подмосковье, Кирове и Воронеже. В мае 2022-го в сети работали 150 директоров-партнеров, в сентябре — уже 1135, рассказывает Лилия Дерябина, директор по управлению персоналом и организационному развитию «Пятерочки».
Найти добровольцев
Стать предпринимателями предложили опытным управленцам, которые не менее полугода руководили магазинами сети. Денис Дмитриев, директор-партнер в Казани, рассказал, что в «Пятерочке» он уже более 10 лет и новая роль не показалась ему сложной, скорее — логическим продолжением карьеры в компании. Работы не стало больше, она просто другая, более аналитическая, уточняет он. «Раньше я не уделял столько времени анализу результатов и планированию, поскольку не понимал, как могу влиять на показатели», — говорит Дмитриев.
Убедить людей, работающих по найму, взять на себя больше ответственности, — нетривиальная задача. Тем более что для эксперимента требовалось больше 1000 человек.