Биткоин vs государство: 10 лет спустя
Биткоину 10 лет. Как он появился, что пришлось изменить по сравнению с замыслом Сатоси и что его ждет в будущем
В 2018 году исполнилось 10 лет с момента рассылки письма Сатоси Накамото с описанием революционной модели платежей в сети «Биткоин». В конце ноября аккаунт основателя криптовалюты на P2P Foundation обновился загадочным словом «Nour» после многолетнего молчания с 2011 года, что породило целый виток толкований этого события. Одна из главных тем этой дискуссии свелась к основному вопросу: «Как появление нового технологического инструмента изменило привычный нам мир и изменило ли вообще?»
В 2008 году некто под псевдонимом Сатоси Накамото представил небольшой группе программистов концепцию новой платежной системы, нивелирующей роль государства, которое очень избирательно приходило на помощь в реальной жизни, протягивая руку одним банкам и позволяя обанкротиться другим. Если раньше человек был вынужден обращаться к помощи всевозможных посредников, оплачивая внушительную комиссию, то теперь появилась возможность переводить миллионы долларов за минимальное время и несравнимо меньшую комиссию, сохраняя при этом относительную конфиденциальность. Например, комиссия Сбербанка при переводе без открытия счета в другую кредитную организацию составит 2%, но не более 2000 рублей, а Bank of America возьмет за исходящий внутренний перевод $30. Для сравнения, комиссия в сети Ripple при переводе $175 млн составляет порядка 10 копеек.
На фоне развивающегося глобального кризиса и краха веры в классические финансовые институты биткоин стал быстро набирать свою популярность — сначала в среде криптоанархистов, отстаивающих свободу анонимности в сети, а затем и на массовом рынке. Но на пустом ли месте возникла новая технология?
Технология BTC: рождение новой парадигмы
Разберем блоки фундамента, на котором возникла огромная индустрия криптовалют, чтобы увидеть первопричины появления биткоина.
В 2000-х годах банки начали массово снижать требования к заемщикам, выдавая им кредиты под залог недвижимости, которая уже находилась в ипотеке. Ничего не предвещало беды: строительный бум в США и Европе обеспечивал прогнозируемый рост бумаг по ипотечным пакетам.