Раз прошла такая пьянка
Выпивка на фоне автомобиля как жанр советской фотографии
Подобных снимков сохранилось великое множество – выезжая на природу, люди брали с собой не только спиртное и закуску, но и камеру. Запечатлеть, так сказать, на память процесс возлияний. Не так трудно представить, как это вообще происходило: приехали, разложились, хлопнули по первой, поговорили, потом по второй, и еще по третьей, возникла пауза в разговоре, но тут кто-то вспомнил про лежащий в машине фотоаппарат.
Автомобиль и алкоголь – вещи несовместимые, о чем нам напоминает Уголовный кодекс. Но только в том случае, если автомобиль находится в движении под управлением нетрезвого водителя. В нашем случае, наоборот, автомобиль становится незаменимым помощником в потреблении спиртного на природе – и увезет подальше от городской суеты, и бутылки с закуской на себе тащить не надо. Минус только один: кто-то в компании обязательно должен остаться трезвым, чтобы вернуть всех обратно. Традиция подобных выездов на природу стара как мир и зародилась еще в доавтомобильную эпоху, но в Советском Союзе получила распространение благодаря «владельцам транспортных средств индивидуального пользования» – появление частников пришлось на послевоенные годы, когда машины начали массово продавать населению. Впрочем, этому способствовало еще и то, что советская действительность не баловала людей барами и ресторанами, где мест хватало не всем. Дешевле и проще было устроить все самим: свежий воздух, дружная компания, алкоголь, закуска, шашлыки – нехитрый рецепт отличного отдыха.
Ну и чтобы на память осталось не только утреннее похмелье, но и фотокарточки, нужно было запечатлеть этот выезд на пленку. Удивительно, но среди большого количества снимков такого жанра очень редко попадаются смазанные и кривые, видимо, фотоаппарат в руках все-таки держал тот, кому в тот день еще и доверили руль.
Фотокарточка военных лет, о чем сообщает подпись на обратной стороне: «На память Ане в день твоего рождения подымаю бокал за твою дальнейшую счастливую жизнь. Митя. Лиховищи, 24.5.42 года». В роли бокалов здесь, правда, более суровые алюминиевые кружки, а пьют красноармейцы банальное «Жигулевское». Судя по знакам на петлицах, это артиллеристы. Автомобиль на заднем плане – ГАЗ-М1. Или, как его звали шоферы, «Эмка». Деревня с названием Лиховищи в России только одна и находится в Белевском районе Тульской области. Весной 1942 года там только что закончились ожесточенные бои в рамках Болховской операции, когда линия фронта проходила всего в 10 км от Белева.
Разложить газетку и «накрыть стол» на плоском капоте современной машины будет намного удобнее, чем на многих старинных автомобилях, где капоты узкие, покатые, выпуклые и округлые – в общем, любой формы, которая далека от столешницы. И за это многие любители трапез на капоте должны быть благодарны веяниям автомобильного дизайна! Иначе было бы как здесь, когда на капот «полуторки» ГАЗ-ММ можно поставить только две банки тушенки и положить нарезанный хлеб. Зато пустые бутылки из-под водки «Московская» можно запихнуть за бугель – так называется перемычка между крыльями, на которой крепятся фары. Карточка подписана: «Лето 1944 года, деревня Жирошкино». Это в Подмосковье, Раменский район.
Фотография явно постановочная – из тех, что делают сослуживцы «на память». О времени и событии говорит подпись на обратной стороне: «Г. Шамхор, Северный Кавказ, заготовка картофеля, 7 ноября 1948 года». На фоне грузовика ЗИС-5 снялись капитан и солдаты, изображающие дружескую попойку. Дата подсказывает, что отмечают очередную годовщину Октябрьской революции. Реквизитом «застолья» служат бочонок вина, эмалированные кружки, полбуханки хлеба, чайник и алюминиевые тарелки с ложками. Все герои разделились на группы, каждая из которых по-своему «работает на камеру», и только лицо одного из них, прислонившегося к стенке кабины, остается почему-то одиноким и безучастным.