Как возникли киностудии СССР, как менялись и что с ними случилось в итоге

ForbesИстория

«Арменкино» представляет: как работали и что снимали национальные киностудии в СССР

Наталия Эфендиева

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1929 (Фото DR)

Если в американском кино еще до начала фильма появлялся рычащий лев или женщина с факелом, то в советском любой фильм предваряла эмблема той государственной киностудии, где он был снят. В республиканских киностудиях СССР в свое время снимали и коммунистические агитки, и работали выдающиеся режиссеры. Кинокритик Наталия Эфендиева рассказывает, как они возникли, как менялись в течение 70 лет и что с ними случилось в итоге.

Важнейшее из искусств

Одни республиканские киностудии возникли спустя короткое время после завершения Гражданской войны, другие были образованы накануне Великой Отечественной, а третьи появились только ближе к ее концу. Иногда представители новой советской власти получали кинопредприятия путем национализации, то есть они появлялись там, где уже были ресурсы — человеческие и технические, существовала инфраструктура и была сформировавшаяся аудитория.

Так, будущий «Азербайджанфильм» возник в 1921 году на базе частной киностудии ««Фильма» братьев Пироне», а Всеукраинскому фотокиноуправлению (ВУФКУ), просуществовавшему восемь лет и уничтоженному в 1930 году, отдали ателье и студии продюсеров, создававших российское кино до 1917 года: Ермольева и Ханжонкова — в Ялте, Гроссмана, Харитонова и Борисова — в Одессе. Проверенный способ использовали и в 1940 году, после включения Эстонии, Латвии и Литвы в состав советских территорий, для создания будущих «Таллинфильма» (на основе киностудии «Estonia Film»), Рижской и Литовской киностудий.

Но все же большая часть будущих фабрик «красной мечты» возникла с нуля, в качестве подразделений Наркомпроса или корпунктов (например, «Молдова-фильм»), для выполнения очень простой и практической функции — создания кинохроники и киноочерков. При этом при наличии достаточного числа творческих кадров к игровому кино они переходили уже через пару-тройку лет («Грузия-фильм», «Арменкино», ВУФКУ).

Режиссеры, снимавшие ранние национальные фильмы, были людьми незаурядными, с богатой биографией. Одна из самых колоритных личностей — отец армянского художественного кино Амо Бек-Назаров (настоящее имя — Амбарцум Бек-Назарян). До кинематографа он зарабатывал на жизнь французской борьбой. Его кинокрестным стал Григорий Либкен, позвавший Амо работать в свою ярославскую киностудию, а уже оттуда экс-борца переманил в Москву один из главных продюсеров дореволюционного кино Александр Ханжонков. В его киноателье Бек-Назаров и стал звездой, снявшись в нескольких десятках фильмов.

После революции он не эмигрировал, а отправился в Грузию, где сперва основал и возглавил местную секцию Наркомпроса, а затем пошел выше — стал директором и худруком Государственной киностудии Грузии. Первый армянский фильм Бек-Назарян снял еще на этом посту. Фильм «Намус» («Честь», 1925) — трагическая история любви — имел такой успех, что в честь него даже назвали и запустили в производство новую марку папирос. За ним последовали драма «Зарэ» — о жизни курдов в дореволюционной России, комедия «Шор и Шоршор» — о забавных перипетиях в жизни сельских бездельников, «Хас-Пуш» — о восстании персидских крестьян и горожан в конце XIX века.

Кадр из фильма «Намус», 1925 (Фото DR)

Многонациональное кино

Первые годы управление студиям пребывало в руках местных кинематографистов. Пока в Москве под вывеской «Совкино» шло масштабное поглощение и слияние возникших в период НЭПа кинопредприятий (на время увернуться удалось лишь «Межрабпомфильму» и «Востоккино»), республиканские киностудии продолжали жить своей жизнью, не оглядываясь ни на кого. Разумеется, никто не снимал с них обязанности продвигать в массы советскую идеологию, но надзора за качеством исполнения не существовало. Как не существовало финансовых и творческих отчетов в центр: съемочные бюджеты, студийные планы и прокатная политика находились в ведении местных властей.

Это позволило в короткий срок сложиться двум самобытным национальным кинематографиям — грузинской и украинской. В Грузии дебютируют Николай Шенгелая («Элисо», 1927), Михаил Чиаурели («Саба», 1929; «Хабарда», 1931), Котэ Микаберидзе («Моя бабушка», 1929), Михаил Калатозишвили («Соль Сванетии», 1929; «Гвоздь в сапоге», 1932), снимавшие кино даже по тем меркам авангардное по языку, изобретательное в выразительных средствах и нередко остросатирическое, гротескное и эксцентрическое.

В Украине режиссеры Александр Довженко («Звенигора», 1927; «Арсенал», 1928; «Земля», 1930), Георгий Стабовой («Два дня», 1927), Иван Кавалеридзе («Ливень», 1929; «Перекоп», 1930; «Штурмовые ночи», 1931), Виктор Турин («Борьба гигантов», 1926; «Его карьера», 1928) создавали кинокартины поэтические, наполненные метафорами и символами, зачастую опираясь на национальную фольклорную традицию. И в это же время складывался феномен украинской операторской школы: Алексей Калюжный (расстрелян в 1938-м), Даниил Демуцкий (работал с Довженко), Михаил Кауфман («Одиннадцатый», 1928; «Человек с киноаппаратом», 1929), Николай Топчий (работал с Кавалеридзе) формируют изобразительную традицию, отличавшуюся экспрессией, живописностью и композиционной завершенностью в каждом кадре.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дэниел пропал, когда ему было 13 лет. Только через 8 лет родители узнали страшную правду Дэниел пропал, когда ему было 13 лет. Только через 8 лет родители узнали страшную правду

Крупнейшее расследование в истории Квинсленда, продолжавшееся 8 лет

ТехИнсайдер
Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой» Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой»

Нелли Борисюк - любящая жена и мама семерых детей

Караван историй
Доктор из США отдала свою почку женщине, которую она никогда не видела. Трогательная история Доктор из США отдала свою почку женщине, которую она никогда не видела. Трогательная история

История врача, которая решила спасти жизнь человека, рискнув своей жизнью

ТехИнсайдер
26 фактов, которые мужчины о себе не знают 26 фактов, которые мужчины о себе не знают

После этих откровений ты увидишь в зеркале совершенно другого человека

Maxim
Почему мы наказываем себя и как перестать это делать? Почему мы наказываем себя и как перестать это делать?

Всегда считаете себя виноватыми в любой ситуации?

Psychologies
Opel Frontera (1991-2004). Range Rover для среднего класса Opel Frontera (1991-2004). Range Rover для среднего класса

Этих ветеранов знают все, однако многим из них уже далеко за двадцать

4x4 Club
Не выкидывай: как фудшеринг в России помогает кормить бездомных и малоимущих Не выкидывай: как фудшеринг в России помогает кормить бездомных и малоимущих

Как работает фудшеринг в России и почему это может быть очень выгодно?

Forbes
Огоньку не найдется? Огоньку не найдется?

Как сексуальные проблемы могут разрушить даже крепкий союз?

Лиза
10 абсурдистских фильмов эпохи перестройки 10 абсурдистских фильмов эпохи перестройки

Крах исторических нарративов влечет за собой крах большого нарратива в искусстве

Weekend
В Китае раскопали колесницы I тысячелетия до нашей эры с запряженными лошадьми В Китае раскопали колесницы I тысячелетия до нашей эры с запряженными лошадьми

В провинции Ганьсу обнаружили необычную яму, в которой находились пять колесниц

N+1
У принца Гарри диагностировали СДВГ. Что это за заболевание и как оно проявляется у взрослых? У принца Гарри диагностировали СДВГ. Что это за заболевание и как оно проявляется у взрослых?

В чем выражается СДВГ у взрослых людей? Как его выявить?

Psychologies
Стесняюсь спросить: от чего зависит запах пота и как его устранить Стесняюсь спросить: от чего зависит запах пота и как его устранить

Что влияет на запах пота, как его уменьшить и можно ли вообще перестать потеть?

Правила жизни
Держаться корней Держаться корней

Людей восхищают деревья-долгожители, растущие на Земле сотни и тысячи лет

Вокруг света
«Возвращение в Сеул»: как разрыв связи с родиной ведет к потере идентичности «Возвращение в Сеул»: как разрыв связи с родиной ведет к потере идентичности

«Возвращение в Сеул» вскрывает межпоколенческие травмы и ищет пути их излечения

Forbes
Глаза-перископы и рот с 8 зубами: знакомьтесь, монстр Талли, для которого нет места в классификации животных Глаза-перископы и рот с 8 зубами: знакомьтесь, монстр Талли, для которого нет места в классификации животных

Точку в изучении монстров Талли ставить пока рано

Вокруг света
«Жестокий романс» и не только: главные фильмы, снятые по пьесам Островского «Жестокий романс» и не только: главные фильмы, снятые по пьесам Островского

Пьесы островского, поставленные в разных жанрах — от пародии до мюзикла

Forbes
Ночные кошмары: почему нам снятся ужасы — 4 причины Ночные кошмары: почему нам снятся ужасы — 4 причины

Кошмары снятся всем: тревожат, пугают, парализуют. Но зачем-то они нам нужны?

Psychologies
Физики создали в лаборатории черную дыру, которая немедленно начала расти Физики создали в лаборатории черную дыру, которая немедленно начала расти

Синтетический аналог черной дыры может рассказать нам кое-что

ТехИнсайдер
Золотое учение Золотое учение

Иравади, главная река Мьянмы, пересекает страну с севера на юг

Вокруг света
Женские хобби, которые раньше были исключительно мужскими Женские хобби, которые раньше были исключительно мужскими

6 занятий, которые сменили пол

Maxim
20 вопросов, которые стоит задать мужчине в конфетно-букетный период 20 вопросов, которые стоит задать мужчине в конфетно-букетный период

На что следует обратить внимание девушке в конфетно-букетный период?

Psychologies
Новый дачный Новый дачный

После долгой зимы любимые дом и сад нуждаются в нашей заботе

Лиза
В Чатал-Хююке нашли фрагменты веревок и текстиля из волокон луба В Чатал-Хююке нашли фрагменты веревок и текстиля из волокон луба

Артефакты из Чатал-Хююка датируются VII тысячелетием до нашей эры

N+1
«Больше» всегда «лучше»: это предубеждение встроено прямо в язык «Больше» всегда «лучше»: это предубеждение встроено прямо в язык

Наш язык плотно связывает "увеличение" с "улучшением"

ТехИнсайдер
«Во всем ищу позитивные стороны!» «Во всем ищу позитивные стороны!»

Владимир Жеребцов — о том, почему девушки охотно ведутся на всяких проходимцев

OK!
Машинное обучение не даст таракану-киборгу сидеть на месте Машинное обучение не даст таракану-киборгу сидеть на месте

Алгоритм уменьшает время простоя таракана на 78 процентов

N+1
Cамый лучший фильм в истории человечества Cамый лучший фильм в истории человечества

Используя все доступные знания, вычисляем кандидата на звание лучшего фильма

Maxim
Нейроны мышей почувствовали ультразвук механочувствительными ионными каналами Нейроны мышей почувствовали ультразвук механочувствительными ионными каналами

Мозг «чувствует» ультразвук низкой интенсивности

N+1
Ярослав Святославский. Изменить судьбу, не изменяя себе Ярослав Святославский. Изменить судьбу, не изменяя себе

История-мотивация, которая учит не сдаваться даже в самые темные времена

Maxim
Как Вологда стала центром производства дешевых вездеходов из бэушных деталей Как Вологда стала центром производства дешевых вездеходов из бэушных деталей

Откуда взялось вологодское машиностроительное чудо

Forbes
Открыть в приложении