Армейская бедность и военная хитрость. Кто судится с Минобороны
Открывшийся форум «Армия-2018» добавил милитаризма в новостные ленты и уверенности не только в военной мощи российской армии, но и финансовой. Однако если посмотреть на факты, скорее можно говорить о бедности, нежели о богатстве
Несмотря на сокращение второй год подряд оборонного бюджета, армия остается по-прежнему одним из крупнейших заказчиков. И множество предприятий, участвующих в выставке форума «Армия-2018», конечно же, претендуют на свою долю «пирога» в 40 млрд рублей. Однако, не всем подрядчикам оборонного ведомства партнерство с военными сулит барыши или, хотя бы, стабильность.
Множество контрагентов Министерства обороны и его структур вынуждены обращаться в арбитражные суды, чтобы получить причитающиеся за выполненные работы и поставленные товары деньги. Количество исков стремительно растет: если в 2017 году в арбитраж было подано 3591 заявление, то на 23 августа нынешнего года — уже 3227, а к концу года их количество должно перевалить за пять тысяч. То есть, ежедневно в суд вынуждены обращаться более десяти партнеров армии.
Оказывается, вопреки расхожему мнению и ожиданиям потенциальных поставщиков, конкурирующих на выставке за деньги из оборонного бюджета, военные находятся «в тяжелом финансовом состоянии». В текстах арбитражных актов предостаточно подтверждений тому.
В решении арбитражного суда Сахалинской области от 7 августа 2018 года суд зафиксировал экономическое бедствие Центрального жилищно-коммунального управления Министерства обороны России: «Учреждение указывало на тяжелое финансовое положение. Более того, учреждение является бюджетным, основным видом деятельности которого является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности». А в июле военные коммунальщики просили Волгоградский арбитраж освободить их от уплаты государственной пошлины «в связи с тяжелым материальным положением».
Суд, разумеется, не верит на слово и требует подтвердить бедственное положение с финансами. А рассмотрев документы ‒ сведения о счетах и справки из банков ‒ и убедившись в реальности проблем, проявляет снисхождение к армейским коммунальщикам.
Не раз взывали к милости суда и военные строители, жалуясь на безденежье. «Главное военно-строительное управление № 6» «находится в тяжелом финансовом положении, в связи с чем оплату задолженности произвести не имеет возможности» — оно уже на пути к банкротству. И «Главное военно-строительное управление №7» — не в лучшем положении: на него тоже открыто дело о банкротстве, а «невозможность осуществления оплат по договорам вызвана тяжелым материальным положением».
Механизм скатывания к банкротству пояснило «Главное военно-строительное управление №8»: «Оплата задолженности, взысканной решением суда, не была произведена в связи с отсутствием денежных средств, поскольку выполняя в основном обязательства по государственным контрактам, заключенным с Министерством обороны Российской Федерации и другими государственными заказчиками, последние не оплачивали выполненные работы в срок.
Дебиторская задолженность составляет около 1,5 миллиардов рублей, но в целях выполнения обязательств перед государством ответчик вынужден выполнять работы за счет собственных и заемных (кредитных) средств, уплачивая при этом проценты».