4 заброшенные дворянские усадьбы Подмосковья, которые можно посетить
На выставке «Возвращение в усадьбу» можно увидеть экспонаты, принадлежавшие владельцам этих усадеб. Куратор экспозиции Ксения Новохатько и научный консультант Александр Савинов рассказали GQ, зачем ехать в заброшенные имения.
Двойная усадьба Яропольца – Гончаровых и Чернышевых
Пушкинская ул., 19, Ярополец, Московская обл.
Усадьбы в Яропольце – это бывшие родовые имения Гончаровых и Чернышевых. Именно под таким названием достопримечательности небольшого подмосковного села вошли в список объектов культурного наследия России. Иногда усадьбу Гончаровых указывают как Загряжских – по имени предков предыдущих хозяев. В настоящий момент оба дворца находятся на балансе Московского авиационного института, но туда можно свободно пройти.
Усадьба последовательно принадлежала Дорошенкам, Загряжским и Гончаровым, в том числе теще А. С. Пушкина. Ее известность связана главным образом с именем Пушкина, который дважды посещал ее.
Возникновение родовых поместий тесно связано с украинским гетманом Дорошенко. Именно наследники этого военного лидера владели ярополецкими землями вплоть до начала XVIII века, пока те не перешли к уже известным вам Чернышевым и Загряжским. Представители древних русских дворянских родов практически сразу принялись за возведение дворцов.
Так, родовое гнездо генерал-фельдмаршала и графа Захара Чернышева начало обустраиваться в 1760-е годы. Постепенно дворец превратился в одну из богатейших усадеб Подмосковья, которую современники прозвали «Русским Версалем». Загородную резиденцию украшала роскошная лепная внутренняя и внешняя отделка, многочисленные скульптурные композиции. Над созданием изваяний трудились лучшие русские скульпторы, в числе которых Мартос, Шубин и другие. Об имении лестно отзывалась сама Екатерина II, побывавшая у своего приближенного после 1774 года.
В 1775 году Всероссийская императрица навещала и Загряжских. Через пару недель в резиденцию дворян приехал и ее сын со своей первой женой. К тому времени перестройка усадебного комплекса, сохранившаяся до наших дней, уже полностью завершилась. Точное имя архитектора нам неизвестно. Есть предположения, что строителем мог быть кто-то из московских зодчих – заключение сделано на основе стилистического анализа построек. Оба дворца соединялись общим пейзажным парком с прудом.
Дальнейшая судьба будущих достопримечательностей в чем-то похожа: обе лишились ценных вещей после событий 1917 года, использовались не по назначению в качестве школы, санатория и сельской лечебницы, серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, были разобраны местными жителями на строительный материал. В 1959 году объекты культурного наследия передали Московскому авиационному институту.
Церковь Иоанна Предтечи (Екатерининский храм)
Действующая церковь представляет собой кирпичное сооружение, построенное в XVIII веке. Исследователи утверждают, что храм похож на Знаменскую церковь, которая некогда была частью усадьбы Загряжских в Кариане. Обратите внимание на архитектурные черты: нетипичный золоченый шар с крестом на куполе черного цвета, черты классицизма в виде тосканских ордеров, колонны и пилястры, внутри вас ждут сводчатые конструкции, ступенчатые арки.
Флигель
Видите двухэтажное здание из двух крыльев напротив храма? Это дом управляющего или конторский флигель. Наиболее внимательные посетители заметят стилистическое единство с церковью в виде все те же парных пилястр.
Ткацкие мастерские
Более скромные постройки, состоящие из трех корпусов. С парадного двора открывается вид на декорированные боковые флигели, облицованные рустовкой.
Парк
Парк, к сожалению, потерял свое былое великолепие, но его заброшенность очень романтична, особенно золотой осенью. Известно, что раньше здесь находились малые архитектурные формы, такие как, например, турецкий купольный павильон с небольшими минаретами, готические постройки, порталы и башни, оформлявшие ограду. Сегодня от них остались только руины. Правда, кое-что все же уцелело – на нижней террасе возвышается обелиск из цветного гранита в честь приезда в эти места Екатерины II.