Михаил Цитриняк о том, сколь творчество А.С. Пушкина созвучно нынешним временам

Знание – силаКультура

«Евгений Онегин» и «Онегин-блюз»

Об Александре Сергеевиче Пушкине, 225-летие которого отмечалось в прошлом месяце, о том, сколь творчество великого поэта созвучно нынешним временам и как может приобщаться к нему современный театр, мы говорим с театральным режиссером Михаилом Цитриняком.

Беседовал Игорь Харичев

«Знание – сила»: Михаил Григорьевич, 6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения Пушкина. Вы прикоснулись к творчеству Александра Сергеевича, поставив спектакль «Онегин-блюз»1. Это случилось в 2018 году. Спектакль идет до сих пор, и билеты на него купить нелегко. Мы побывали на этом спектакле, и он нам понравился. Пушкин и блюз органично соединились. Правда, на саксофоне играл не Игорь Бутман, как было первое время, а Вероника Кожухарова, но она тоже прекрасный музыкант. Как возникла идея такого соединения пушкинского текста с блюзом? (Хотя там звучит и классическая музыка в исполнении струнного квартета). Почему Пушкин? Это случайно? Или все-таки это некая закономерность для вас?

Михаил Цитриняк: Как это часто бывает – случайность. Известный актер Алексей Гуськов предложил мне встретиться с ним и Игорем Бутманом, чтобы обсудить одну идею, которая у них появилась. Мы встретились в офисе у Бутмана. Алексей говорит: знаешь, я на творческих вечерах часто читаю стихи Пушкина, отрывки из «Евгения Онегина», и вижу, с каким напряжением зрительный зал слушает. Кроме того, играю в спектакле Римаса Туминаса «Евгений Онегин» у нас в Вахтанговском, там тоже очень теплая реакция зала. Может быть, нам что-то сделать по Пушкину? Я смотрю на него, на Игоря Бутмана, говорю: если речь идет о варианте, когда один читает, а другой играет, при этом актер, читая, мешает музыканту играть, а музыкант мешает ему читать – то это не для меня. (Прошу прощения у всех, кто ровно так и делает). Это самый простой вариант: вроде как интеллигентно читаем Пушкина или там неважно кого, и, параллельно, интеллигентненько что-нибудь играем… Мне не нравилось, как это происходило у Михаила Казакова, скажем. Мне очень нравилось, как читает Казаков, нравилось, как играет великий Алексей Козлов, а позже – Игорь Бутман. Но я не видел за этим выстроенного смыслового ряда. И, если что-то делать по Пушкину, надо делать спектакль. Смотрю на Бутмана. Он говорит: ты на меня смотришь и думаешь: зачем здесь саксофон? Я в ответ: Игорь, ты сам озвучил мою мысль. Давайте сделаем так – если я пойму, зачем здесь саксофон, то мы будем работать. Я сейчас выпускаю спектакль, дел хватает, но обещаю – буду думать. Когда что-то придумаю, мы созвонимся. Но уже по пути домой я понял, что саксофон – это некий контрапункт. Если будет саксофон, должна звучать классическая музыка. Поскольку Онегин являлся неким контрапунктом своему обществу. Он раздражал, он был вроде как инородным телом. Между прочим, и поэт является часто неким раздражителем для общества. На мой взгляд, лучшие строки Валерия Брюсова – «Художник быть не может не пророком…»2 Хотя у Брюсова, на мой взгляд, трудно найти удачные строки, но, скажу, что «рабство с творчеством согласовать нельзя» – абсолютно точно сказано. Вообще это стихотворение прекрасно. Так вот, художник быть не может не пророком, это великая правда, сформулированная поэтом. Поэт – либо пророк, либо он, увы, средний поэт. А поскольку мы о Пушкине сейчас говорим, то это настоящий пророк. Бывают, конечно, пророки и не только среди поэтов. Скажем, Жванецкий, который, впрочем, на мой взгляд, тоже был поэтом.

1. Спектакль «Онегин-блюз» выпущен при поддержке Театрального агентства Арт-Партнер, продюсер Леонид Роберман.
2. «Художник быть не может не пророком, И рабство с творчеством согласовать нельзя! Кто не прошел пустынь в томленьи одиноком, Не знает, где лежит святой мечты стезя!» Валерий Брюсов. «Замкнутые», 1901 год.

Короче говоря, я изначально понял, что если саксофон – контрапункт, значит, нужны классические музыканты. И, если в качестве контрапункта взят духовой инструмент, то там, естественно, должны быть струнные. Классическая музыка и джазовая музыка должны как-то соревноваться. Должны звучать в одном спектакле по отдельности, но иногда сходиться. Как у Пушкина? «Они сошлись – волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень…» Это должно быть и в постановке. Значит, нужна инсценировка. Всегда нужна инсценировка. Римас Владимирович Туминас говорил мне: зачем тебе инсценировка? Берешь и ставишь. Я отвечал: знаете, Римас Владимирович, я такой консервативный парень, я так не умею, чтобы брать и ставить. Я готовлюсь долго, не могу, как некоторые, которые по 3–4 спектакля в год выпускать: больше одного спектакля в год не ставлю. После выпуска я еще долго в себя прихожу… Короче, я начал готовиться к «Онегин-блюзу». Для меня важен был следующий вопрос: когда Александр Сергеевич писал, он не предполагал, что когда-то там, через уйму лет, какой-то Михаил Цитриняк будет ставить спектакль. Он писал себе и писал, и написал кучу пророческих предсказаний, сформулировал нашу жизнь. Да, там на все времена есть предсказания. Пушкин смог сегодняшний день сформулировать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
От commodities к брендам От commodities к брендам

Как расширить присутствие российской продукции на внешних рынках

Агроинвестор
Оружие массового искажения Оружие массового искажения

Как Джорджа Оруэлла использовали в холодной войне

Weekend
Сначала подумай! Сначала подумай!

Фразы, которые не хочет слышать ни один мужчина, придя домой

Лиза
Годовые кольца: 1638 Годовые кольца: 1638

Первое казино и великая теорема Ферма: что происходило в мире в 1638 году

Вокруг света
Японский островок Японский островок

Как превратить свой загородный участок в оазис умиротворения и покоя

Лиза
Сам себе Капица Сам себе Капица

Ясная, четкая, позиция П. Л. Капицы заставляла власть пойти на уступки

Знание – сила
Опыты на «людях» Опыты на «людях»

Цифровые близнецы как объект медицинских экспериментов

Цифровой океан
Финикийцы Азиатского материка Финикийцы Азиатского материка

Как согдийцам суждено было сыграть блестящую роль в формировании письменностей

Знание – сила
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
Летние опыты Летние опыты

Спортивная активность летом: не будем пренебрегать мерами предосторожности

Лиза
«Бракосочетание Наполеона I и Марии-Луизы» «Бракосочетание Наполеона I и Марии-Луизы»

Мария-Луиза до последнего надеялась, что брак с Наполеоном не состоится

Дилетант
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
Зачем императору резец? Зачем императору резец?

История ученической гравюры императора Николая Павловича

Дилетант
Поговорим начистоту Поговорим начистоту

Ритуал очищения кожи летом должен быть особым

Лиза
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды Александра III

Знание – сила
Камерный завод Камерный завод

Репортаж с производства комплексов видеофиксации

Цифровой океан
Заготовка кормов как бизнес Заготовка кормов как бизнес

Спрос на сено искусственной сушки ежегодно растет на 6–10% в год

Агроинвестор
Созданная указом Екатерины Великой Созданная указом Екатерины Великой

Ее привычно называют «Публичка». Сколь многое готовилось именно здесь!

Знание – сила
Истории со вкусом и запахом Истории со вкусом и запахом

Воспоминания детства. Возможно, это именно то, что мы называем ароматом времени

Знание – сила
«Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе «Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе

Отношения германского национал-социализма и крупного капитала были не простыми

Дилетант
Как завещал великий Ленин? Как завещал великий Ленин?

Основные тезисы «политического завещания Ленина»

Дилетант
Осторожно: тромб! Осторожно: тромб!

10 неочевидных симптомов, которые могут сигнализировать о тромбах

Лиза
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

Древний мир, каким его знали греки в канун рождения македонского царевича

Знание – сила
«Презренный человек» «Презренный человек»

Эта статья была опубликована в газете «Правда» 24 августа 1940 года без подписи

Дилетант
Как нравиться людям Как нравиться людям

12 шагов, чтобы стать приятным собеседником

Лиза
Библиотеки античности Библиотеки античности

Первые библиотеки человечества. Какова их судьба?

Знание – сила
Сухарно-судебная драма Сухарно-судебная драма

На протяжении двух недель Петербургский окружной суд ломился от светской публики

Дилетант
«Способность совершать зло не есть могущество» «Способность совершать зло не есть могущество»

Как была написана одна из главных книг в истории европейской мысли и о чем она

Weekend
Как страшный сон Как страшный сон

Технология WebAuthn приходит на смену паролям

Цифровой океан
Открыть в приложении