Сила мифа
Почему мне стоит это прочесть?
Книга Джозефа Кэмпбелла – классика научно-популярной литературы. Она доступным языком объясняет, что такое архетипы и почему, например, именно фильмы и книги, основанные на мифологической структуре, становятся самыми популярными и ежегодно бьют рекорды продаж. Прочтя эту книгу, вы поймёте, что у вас общего с коренными американцами и австралийскими аборигенами, и увидите, что люди похожи друг на друга значительно больше, чем обычно думают.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Сила мифа» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Почему мифы всё ещё обладают силой объединять культуры и придавать жизни смысл?
Говорящие змеи, волшебные мечи и дети, рождающиеся уже взрослыми из бёдер отцов. – Разве такие фантастические мифы и истории могут что-то рассказать нам о современной жизни?
В древние времена, когда не было науки, мифы помогали людям понять мир природы. Но и сейчас, даже имея современные передовые технологии, мы нуждаемся в мифах больше, чем когда-либо.
Почему? – Дело в том, что мифы до сих пор помогают нам понять неосязаемые истины жизни, например, зачем мы здесь и что значит «умереть»? Есть сюжеты мифов, которые отвечают на эти вопросы и объясняют влияние мифологии на культуру и общество.
Из книги Джозефа Кэмпбелла вы также узнаете, как мифы необычным образом доказывают тот факт, что у нас много общего с другими людьми, независимо от нашей культуры или происхождения.
Из этого обзора вы узнаете:
- что общего у короля Артура и Люка Скайуокера;
- почему съесть яблоко – это один из древнейших актов гражданского неповиновения;
- и как лошади перевернули мифы коренных народов США с ног на голову.
Миф – это история, которая определяет самобытность общества и отражает его культурные истоки.
Нравилось ли вам в детстве слушать сказки на ночь? А может, вы любили рассказы о героических подвигах Робин Гуда или о приключениях короля Артура и рыцарей Круглого Стола?
Такие истории или мифы необходимы для формирования и сохранения самобытности общества.
Многие мифы объясняют, как появилась жизнь или возникла культура, поэтому работают как инструмент определения самобытности группы. При этом мифы также объясняют, почему одна группа людей отделяется и отличается от другой.
На мифе основывается концепция «избранного народа». Некоторые религиозные группы верят, что истина их общины – это единственная истина, и что они избраны богом для особой цели. А людей, которые находятся вне их группы, надо обращать в свою веру – либо бороться с ними.
Религиозные мифы укрепляют связи между членами группы и создают для них общую идентичность и судьбу, а также служат границей, которую не может перейти человек иных верований.
Как же возникают мифы? Истории, как правило, отражают географические или культурные корни мест их зарождения. Например, идея бога – это культурная концепция. В политеистических религиях каждый бог отвечает за определённый природный элемент, например: ветер, солнце или даже животных. Так, инки Южной Америки верили, что они произошли от «сына бога солнца» – Инти.
Когда в культуре меняются определяющие её обстоятельства, меняются и её мифы. Например, центральное место в мифологии индейских племён в Северной Америке занимали растения. «Первой матерью» народа чероки и самой почитаемой богиней была Селу, что в переводе означает «кукуруза». Однако после того, как испанцы завезли на континент лошадей, которые помогли племенам более эффективно охотиться на бизонов, бизоны тоже стали играть важную роль в мифологии индейцев.
Со временем мифы могут изменяться, иногда подстраиваясь под веяния времени, однако основная их идея обычно сохраняется, давая членам группы возможность и дальше идентифицировать себя с этими историями.
Похожие мифы могут возникать у народов самых разных культур, однако мы всё равно очень часто фокусируемся именно на различиях.
Вспомните известные вам религиозные мифы. Кто мог ходить по воде? Вы, наверное, подумали, что Иисус. – Однако буддистские мифы говорят нам, что Будда делал то же самое!
В разных культурах и религиях есть одни и те же архетипы общих идей. Архетип – это универсальный принцип или универсальная идея, которая выходит за пределы одной культуры.
Важно отметить, что все мы, независимо от культурной или религиозной принадлежности, подсознательно понимаем, что означает каждый архетип. Так происходит потому, что все мы – люди, у которых одни и те же страхи, желания и надежды. В основном человеческая психика работает одинаково у всех людей, независимо от их происхождения.
Возможно, вы знаете библейскую историю об Адаме и Еве, о том, как змей вынудил Еву вкусить запретный плод. Но, вероятно, вы не знаете, что у народа бассари в Сенегале есть легенда, в которой рассказывается точно такая же история! Что же это за архетип?