Реактивные гражданские лайнеры, которые производила Великобритания

Популярная механикаHi-Tech

Жертвы катастроф и конкуренции: куда подевались британские лайнеры

Спроси кого-нибудь: «А какие Великобритания производит самолеты?», и человек крепко задумается. Ну, кое-что производит, конечно. Например учебно-боевой Hawk или небольшой транспортник Britten-Norman Islander. Но это все тень былого величия.

Олег Макаров

На самом деле Туманный Альбион обладает весьма развитой и продвинутой аэрокосмической промышленностью. Компании страны (в основном концерн BAe Systems) активно участвуют в совместных авиационных проектах как военного, так и гражданского характера по обе стороны Атлантики. Однако несколько десятилетий назад Британия производила широчайший ассортимент своих чисто национальных моделей. Именно конструкторы и пилоты Соединенного королевства стали пионерами реактивной гражданской авиации. В этой небольшой статье мы вспомним все реактивные гражданские лайнеры, которые производила Великобритания, начиная с самого первого.

De Havilland Comet. 1949 г.

Легендарная «Комета» - гордость и слезы английского народа. Об этом самолете задумались еще в разгар Второй мировой — в эпоху безраздельного господства поршневой авиации. В 1943-м году британское правительство озаботилось скоростной доставкой почты через океан и огласило требование: нужна машина, способная перевозить в Америку тонну груза со скоростью не менее 640 км/ч.

За работу взялась компания De Havilland Aircraft и за несколько лет проект перерос изначальный замысел: теперь речь шла о пассажирском самолете — сначала на 24 кресла, а потом и на 36. Заложенные в задание скоростные параметры можно было обеспечить только с помощью турбореактивных двигателей, но на заре реактивной авиации готовых решений взять было неоткуда: перспективный двигатель Rolls Royce Avon все еще проходил испытания.

De Havilland прибегла к услугам своего давнего партнера майора Фрэнка Хэлфорда, конструировавшего до войны очень удачные поршневые авиадвигатели, в частности Gypsy. Первая турбореактивная установка Хэлфорда — H.1 Goblin – оказалась слабоватой для проектируемого лайнера, а вот ее развитие H.2 Ghost уже вполне подходило, по крайней мере, как временное решение до сертификации «Роллс-Ройса». Четыре двигателя Ghost, вмонтированных в основание консолей крыла подняли первый в истории реактивный пассажирский лайнер Comet 1 в небо. Это случилось 27 июля 1949 года, в 67-ой день рождения основателя компании сэра Джеффри де Хэвилленда. Сидевшему за штурвалом летчику испытателю Джону Каннингхэму в этот же день исполнилось 33.

9d81468ff4b42988655932f20a28770e.jpg
De Havilland Comet

В 1951-м году главная авиакомпания Соединенного Королевства BOAC приступила к эксплуатации лайнера. Турбореактивные двигатели той поры вовсе не отличались низким уровнем шума, но пассажирам «Кометы» казалось, что они наслаждаются тишиной по сравнению со звуковыми ощущениями от путешествий на винтовых лайнерах. Реактивный лайнер предлагал пассажирам новый уровень комфорта — в «Комете», сравнимой по длине с Boeing 737 размещалось всего 36 (в варианте Air France 44) кресла. Можно было далеко откинуть назад спинку, вытянуть ноги и подремать, передвигаясь в пространстве со скоростью, в полтора раза превышавшей скорость самого быстрого винтового лайнера. Правда, дальность у Comet 1 получилась вовсе не трансокеанской - всего 2400 км, но с посадками и дозаправками лайнер совершал рейсы в ЮАР, Японию, Сингапур и другие далекие страны. На борту «Кометы» отметились даже члены королевской семьи, включая саму Елизавету II.

Все бы было хорошо, если бы в 1953-1954 гг не случилось три катастрофы, в ходе которых лайнер буквально разваливался в воздухе. В 1954-м все «Кометы» поставили на прикол. Исследования выявили серьезные ошибки при проектировании фюзеляжа. Одна из главных — прямоугольные иллюминаторы, в углах которых концентрировалось усталостное напряжение — оно приводило к образованию трещин в металле. Вновь английский лайнер поднялся в воздух лишь в 1958-м. Ошибки учли, иллюминаторы скруглили, появились новые модификации — Comet 2, Comet 3, Comet 4 c большей вместимостью и дальностью, но... доверие к марке было подорвано, а Британия упустила время. За океаном уже совершили свои первые полеты новые флагманы мировой реактивной пассажирской авиации — Boeing 707 (1957 г.) и DC-8 (1958 г.).

Hawker Siddeley Trident. 1962 г.

Начало 1960-х отметилось сразу несколькими британскими новинками. Первой по времени стал среднемагистральный лайнер Hawker Siddeley Trident. Самолет был разработан фактически по заказу авиакомпании BEA (British European Airways), которая нуждалась в машине для полетов из Великобритании в Восточную Европу. За основу приняли предложение DH121 от De Havilland — оно предполагало создание целого семейства ближне- и среднемагистральных самолетов. Правительство решило привлечь к проекту американцев, и делегация от Boeing была приглашена для ознакомления с работами De Havilland. Сотрудничества в итоге не получилось, а в 1963 г. первый полет совершил Boeing 727, очень напоминавший то, что хотели сделать англичане.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1992 год 1992 год

Отныне российское ядерное оружие не направлено на американские города

Esquire
Глава 4: Наследие Глава 4: Наследие

– Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим!

Esquire
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Ветра на коричневом карлике оказались сильнее юпитерианских Ветра на коричневом карлике оказались сильнее юпитерианских

Астрономы впервые смогли измерить среднюю скорость ветров, бушующих на экваторе

N+1
«Главный принцип — не ломать себя». Давид Ян о том, какие привычки меняют качество нашей жизни «Главный принцип — не ломать себя». Давид Ян о том, какие привычки меняют качество нашей жизни

На фоне пандемии мы все резко задумались о своем здоровье и образе жизни

Forbes
«Это звоночек — стань эффективнее» «Это звоночек — стань эффективнее»

Как малому и среднему бизнесу оперативно встать на рельсы цифровизации

РБК
Как подорожал бензин за 20 лет. Сравнение цен Как подорожал бензин за 20 лет. Сравнение цен

От 7 до 46 рублей за литр — как и почему росла стоимость бензина

РБК
16 самых молодых холостяков-миллиардеров из списка Forbes 16 самых молодых холостяков-миллиардеров из списка Forbes

Богатейших люди мира до 40 лет, не связанные узами брака

Forbes
Распаковка Y-хромосомы приблизила старость самцов дрозофилы Распаковка Y-хромосомы приблизила старость самцов дрозофилы

Почему самцы живут меньше самок?

N+1

Актриса Эмбер Херд скандально известна как бывшая жена Джонни Деппа

Cosmopolitan
10 советских актрис с нестандартной внешностью 10 советских актрис с нестандартной внешностью

Они не соответствовали канонам красоты своего времени

Cosmopolitan
Скворцова предложила подключать к одному аппарату ИВЛ четырех пациентов. Федерации реаниматологов не нравится эта идея Скворцова предложила подключать к одному аппарату ИВЛ четырех пациентов. Федерации реаниматологов не нравится эта идея

Почему идея нового аппарата ИВЛ вызвала такой резонанс среди медиков?

СНОБ
Домашний офис Домашний офис

Плодотворно трудиться на удаленке способен не каждый

Лиза
Электромобили начала XX века: великое изобретение прошлого Электромобили начала XX века: великое изобретение прошлого

Новое – это хорошо забытое старое

Популярная механика
Гностики: поэтичные тайны злого демиурга Гностики: поэтичные тайны злого демиурга

Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева

Weekend
Богаты и одиноки: 17 миллиардеров-холостяков из России Богаты и одиноки: 17 миллиардеров-холостяков из России

Кто из богатейших россиян не спешит связывать себя узами брака?

Forbes
Самый крупный кратер Аррокота рассказал о его ударном прошлом Самый крупный кратер Аррокота рассказал о его ударном прошлом

Транснептуновые двойные системы прочнее, чем кажется на первый взгляд

N+1
Возраст смелости Возраст смелости

Возраст больше не помеха, чтобы освоить новую профессию и вступить в отношения

Домашний Очаг
Как ЗОЖ превратился в невроз Как ЗОЖ превратился в невроз

Наше стремление к гармонии тела обернулось попытками выжать из него максимум

Robb Report
«Это иллюзия, что доставка может спасти»: почему рестораны в кризис полностью останавливают работу «Это иллюзия, что доставка может спасти»: почему рестораны в кризис полностью останавливают работу

Владельцы ресторанов и других заведений рассказали, как переживают «заморозку»

VC.RU
«С глаз долой»: как оставаться на виду у начальства и коллег в условиях удаленной работы «С глаз долой»: как оставаться на виду у начальства и коллег в условиях удаленной работы

Почему важно не пропадать из поля зрения коллег во время работы из дома

Forbes
Слой инфракрасного отражателя под краской охладил черную поверхность на 15 градусов Слой инфракрасного отражателя под краской охладил черную поверхность на 15 градусов

Разработан новый подход к нанесению цветных двухслойных поверхностей

N+1
Секреты короля: 6 загадок жизни и смерти Майкла Джексона Секреты короля: 6 загадок жизни и смерти Майкла Джексона

Помимо огромной популярности Майкл Джексон оставил нам множество загадок

Cosmopolitan
Активность моторной коры помогла парализованному пациенту ощутить собственную хватку Активность моторной коры помогла парализованному пациенту ощутить собственную хватку

Парализованный пациент смог регулировать силу сжатия кисти

N+1
Пэн Дженофф: История сироты Пэн Дженофф: История сироты

Отрывок из романа Пэм Дженофф, в котором Ноа находит пристанище в цирке

СНОБ
То, что я могу делать сам То, что я могу делать сам

В теорию малых дел верят не все, но наши герои считают, что и один в поле воин

Psychologies
Свет в конце тоннеля: налаживаем контакт с собой в самоизоляции Свет в конце тоннеля: налаживаем контакт с собой в самоизоляции

Сохранить равновесие помогут внимательное отношение к собственным потребностям

Psychologies
Печать с умом: как сэкономить на оригинальных картриджах Печать с умом: как сэкономить на оригинальных картриджах

Эксперты о картриджах для принтеров

Популярная механика
Спасите наши души Спасите наши души

О профессии будущего — spiritual worker

Tatler
Исследователи смогли обмануть разные сканеры отпечатков пальцев в 80 процентах случаев Исследователи смогли обмануть разные сканеры отпечатков пальцев в 80 процентах случаев

Копии отпечатков пальцев работают со сканерами в смартфонах в 80% случаев

N+1
Открыть в приложении