Зачем учиться осознанному потреблению в одежде
Онлайн-магазины и работающие допоздна мегамоллы, курьерская доставка товаров и одежда по цене пары чашек кофе… Никогда еще шопинг не был настолько доступным. Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона: колоссальный урон для экологии и негативное влияние на психическое состояние. Как отказаться от увлечения «быстрой модой»?
Несколько тысяч лет назад одежда стала показателем социального статуса, а до этого выполняла лишь практическую функцию защиты от холода и солнца. Со временем красивые вещи перестали быть привилегией обеспеченных слоев населения: произошел переход к машинному производству, появился пошив в нескольких размерах сразу.
В 1960-е молодежь выступала против буржуазных ценностей и создавала новые субкультуры. Мировая мода предложила студентам, не располагающим большими средствами, недорогую одежду, которая помогала им самовыражаться и противопоставлять себя старшему поколению. Мода стала общедоступной: если в 1995 году посылку с вещами ждали в среднем 9 дней, то сейчас курьеры доставят любой заказ в течение 24 часов.
Обратная сторона fast fashion
Несколько десятилетий назад модные дома стали выпускать коллекции раз в сезон, появилось понятие трендов. В 1980-90-е многие бренды масс-маркета стали стремительно сокращать цикл производства одежды. Сегодня от разработки изделий, похожих на вещи с последнего модного показа, до старта их продаж проходит от двух до четырех недель. Новые модели не задерживаются в магазинах дольше месяца.
У «быстрой моды» есть и недостатки: полиэстер и вискоза производятся из нефтепродуктов и целлюлозы, а в процессе их обработки и окраски применяются химикаты и тяжелые металлы. Невероятный урон экологии наносят токсичные отходы и массовое избавление от быстро пришедшей в негодность одежды и обуви, огромную часть которой невозможно переработать из-за смешанного состава.
Известные нам бренды масс-маркета не используют материалы дороже 5 долларов за метр, поэтому некоторые изделия получаются буквально одноразовыми и приходят в негодность после нескольких стирок. Это выгодно производителю: тем быстрее покупатели придут в магазин, чтобы обновить гардероб.