Подделки, фейки, реплики, заимствования — норма жизни современного общества

ForbesДизайн

What the fake: какие предметы дизайна чаще всего подделывают в России

Елена Калинина

Подделки, фейки, реплики, заимствования — норма жизни современного общества. Мы окружены поддельными Louis Vuitton и Rolex, не говоря уже о массовых подделках кроссовок, очков и смартфонов. Если вы думаете, что в дизайне интерьеров все как-то иначе — вы заблуждаетесь. В работе дизайнера интерьеров тот же привычный выбор — оригинал или копия.

Как показывает практика, клиенты крайне щепетильные в вопросе выбора сумок и часов, довольно спокойно относятся к подделкам в интерьере. Действительно, ну кто заметит и оценит, а выглядит модно. Кроме того, настоящих скандалов, связанных с «фейковым дизайном», едва ли наберется даже для пальцев одной руки. Fritz Hansen уличили McDonalds в использовании реплик мебели Арне Якобсена наряду с оригинальными предметами в своих ресторанах, швейцарская Vitra, выпускающая стулья культовых дизайнеров, рапортует в Евросоюз о ежегодных потерях в четверть миллиона долларов из-за подделок своей продукции, компания Emeco после долгих судебных разбирательств добилась запрета на дальнейшее производство IKEA пластиковой копии алюминиевого «тюремного стула» 20-06 Нормана Фостера. И это самые громкие, заметные прецеденты. Вы знали об этом?

В России мелкие «дизайнерские скандалы» вспыхивают еженедельно, но редко выходят за пределы обсуждения профессионального сообщества: новый модный ресторан оформлен фейками, эталонное отделение известного банка напичкано подделками дизайнерской мебели, ритейлер премиальной аудиоэлектроники заполнил свой флагманский шоу-рум репликами известных дизайнеров, профессиональное издание опубликовало дизайн проект, указав даже производителей розеток, но умолчав о подделках, очевидно присутствующих на фото. Уверена, об этом вы тоже не слышали.

Но так ли уж плохи подделки и насколько качественная реплика уступает оригиналу? Как говорят официальные дилеры: массовый клиент обращает внимание только на форму и на цену. За скобками остается работа инженеров, технологов, химиков, создающих тот самый оригинальный предмет. Собственно, таким образом за скобками остается качество эксплуатации (применительно к стулу — удобно сидеть или не очень), качество материалов (как быстро появятся царапины и прочие признаки активного использования) и технологические особенности (проще говоря, как быстро ваш стул отправится на помойку). К более сложным конструкциям, вроде светильников, добавляются другие немаловажные аспекты — качество света и пожароопасность.

Стандартная китайская копия обычно стоит в 8-10 раз дешевле оригинала, идеально повторяет форму дизайнерского предмета и на порядок уступает ему по качеству. Редкая качественная реплика европейской сборки обычно стоит заметно дороже (полцены от оригинала) и, к сожалению, также не соответствует в полной мере характеристикам оригинала.
Делая выбор в пользу подделки не стоит забывать и об этическом аспекте — покупая реплику, вы поддерживаете деньгами не автора предмета, а безымянную фабрику. А в случае коммерческой недвижимости — о репутационных рисках: допуская использование «краденного дизайна», в сознании клиента вы допускаете использование некачественных продуктов (если вы общепит), поддельных товаров (если речь о ритейле), непрозрачных для клиента схемах (если вы финансовая организация). Как известно, клиент всегда прав, и часто сам просит дизайнера интерьеров использовать подделки. Задача профессионала в такой ситуации — объяснить клиенту все риски и последствия данного решения.

Но давайте разберемся, всегда ли корректно использовать слово «подделка», если идеи витают в воздухе, а дизайнеры, как и художники, активно заимствуют и переосмысливают произведения своих коллег. Формально «подделкой» можно назвать только копию оригинального предмета с незаконно размещенным логотипом правообладателя. Поскольку в предметном дизайне значение лого не столь велико, как в fashion-индустрии, то производитель копии просто повторяет форму оригинального предмета, предлагая покупателю «реплику». Принципиальная разница между «подделкой» и «репликой» очевидна — производитель подделки пытается выдать копию за оригинал, в то время как автор реплики честно предупреждает покупателя о том, что предлагает неоригинальное изделие, благоразумно умалчивая о некачественных материалах, несовершенных инженерных решениях, пожароопасных электрических схемах и прочих факторах, позволивших значительно снизить цену копии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
Как правильно ссориться Как правильно ссориться

Свод правил, благодаря которому ты сможешь уладить разногласия с девушкой

Maxim
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Как поддержать себя, когда не на кого опереться Как поддержать себя, когда не на кого опереться

О способах получить эмоциональную поддержку в трудный период жизни

Psychologies
Почему вам нужно начать закаляться Почему вам нужно начать закаляться

Холодный душ и ледяные ванны сделают вас здоровее и счастливее

GQ
Почему на тебе плохо сидит одежда и как это исправить — отвечает стилист Почему на тебе плохо сидит одежда и как это исправить — отвечает стилист

Как носить главные вещи весны-2020 девушкам с разным телосложением

Cosmopolitan
Очень полезная fishka Очень полезная fishka

Лучшее время для рыбной диеты – зима

Лиза
Лучшие фильмы про маньяков, основанные на реальных событиях: 18 топовых картин Лучшие фильмы про маньяков, основанные на реальных событиях: 18 топовых картин

Подборка фильмов про маньяков для тех, кто любит пощекотать себе нервы

Playboy
«Я уже не тот, что прежде»: можем ли мы менять свой характер «Я уже не тот, что прежде»: можем ли мы менять свой характер

Изменить некоторые черты характера можно, а иногда даже нужно

Psychologies
Милош Бикович — о BadComedian, детстве в Белграде и девяностых Милош Бикович — о BadComedian, детстве в Белграде и девяностых

Милош Бикович вспоминает о лихих девяностых и рассуждает, почему стал знаменит

РБК
Что мы знаем о смехе: какое место в мозге занимает юмор, почему щекотка вызывает смех и почему мы реагируем на шутки по‑разному Что мы знаем о смехе: какое место в мозге занимает юмор, почему щекотка вызывает смех и почему мы реагируем на шутки по‑разному

О смехе крыс, о смерти от смеха и других явлениях, связанных с юмором

Esquire
Скрученный пробег и забытое ТО: сервисная книжка стала электронной Скрученный пробег и забытое ТО: сервисная книжка стала электронной

Как пользоваться электронной сервисной книжкой и насколько это надежно

РБК
Как правильно бриться опасной бритвой: пошаговая инструкция, чтобы не истечь кровью Как правильно бриться опасной бритвой: пошаговая инструкция, чтобы не истечь кровью

Роскошный, но довольно рискованный опыт бритья опасной бритвой

Playboy
Wildberries Татьяны Бакальчук стал лидером роста по онлайн-продажам еды в России Wildberries Татьяны Бакальчук стал лидером роста по онлайн-продажам еды в России

За год продажи еды в крупнейшем магазине Рунета выросли в восемь раз

Forbes
Самые оборотистые Самые оборотистые

10 главных продавцов товаров и услуг в российском интернете

Forbes
Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны

Талантливый инженер Роберт Маллет создал самую большую мортиру

Популярная механика
«Русские хорошо разбираются в новых технологиях» «Русские хорошо разбираются в новых технологиях»

Глава General Motors в России — о новинках, конкурентах и будущем Cadillac

РБК
Самооценка или самоценность — что выбираете? Самооценка или самоценность — что выбираете?

О том, что такое самоценность и в чем ее отличие от самооценки

Psychologies
На первом свидании нужно быть честным На первом свидании нужно быть честным

Важно не скрывать своего интереса к потенциальному партнеру на первом свидании

Psychologies
Мерс Каннингем: жизнь в 3D Мерс Каннингем: жизнь в 3D

Главный редактор «Сноба»посмотрел фильм и пообщался с его автором

СНОБ
8 идей для микросвиданий 8 идей для микросвиданий

Новую тенденцию общения в парах европейские психологи называют «micro-dating»

Psychologies
Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета

Cчитаем, сколько стоит Homo sapiens, 1 штука

Популярная механика
Стиль милитари в мужской одежде: особенности, примеры и советы, как сочетать Стиль милитари в мужской одежде: особенности, примеры и советы, как сочетать

Приготовься к стильному уроку!

Playboy
Чем женский японский язык отличается от мужского Чем женский японский язык отличается от мужского

Отрывок из книги Гастона Доррена о языках «Вавилон: Вокруг света за 20 языков»

СНОБ
Бал оптимистов. Когда закончится рост на российском рынке Бал оптимистов. Когда закончится рост на российском рынке

Российский рынок продолжает рост, игнорируя разнообразные поводы для коррекции

Forbes
Атипичный кризис и его последствия. Получится ли у России «отсидеться в окопе» Атипичный кризис и его последствия. Получится ли у России «отсидеться в окопе»

Максимум, на что может надеяться — упасть чуть менее больно, чем остальные

СНОБ
Работа над ошибками Работа над ошибками

Владимир Мау — о реноме экономической науки в России

Эксперт
Реальность для феникса: как вернуться к жизни после победы над раком Реальность для феникса: как вернуться к жизни после победы над раком

Борьба с тяжелой болезнью требует собранности и уверенности, что все получится

Psychologies
Просчет верен Просчет верен

Как новые методики меняют экономическую статистику

Огонёк
6 неочевидных предпосылок эректильной дисфункции (их нельзя игнорировать) 6 неочевидных предпосылок эректильной дисфункции (их нельзя игнорировать)

Скрытые предпосылки эректильной дисфункции

Playboy
Открыть в приложении