Разгадали знак «бесконечность»
Нанороботы или новые тела — что поможет нам оставаться молодыми и каковы наши шансы на бессмертие? Ученые и футурологи дают прогноз.
К 2038 году появятся первые люди со встроенным дополнительным интеллектом. Например, ориентированные на конкретную сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не способен» — это не цитата из книги писателя-фантаста, а выдержка из прогнозов Рэя Курцвейла, самого уважаемого футуролога в мире. Технический директор в области машинного обучения Google, специалист по искусственному интеллекту уверен (а говорят, его прогнозы сбываются на 86 %), что уже в XXI веке мы сможем загружать свое сознание на другие физические носители, что позволит нам жить если не вечно, то очень долго.
Не только Курцвейлу, но и другим звездам Кремниевой долины не дает покоя загадка бессмертия. Шесть лет назад Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чен пообещали «покончить со всеми болезнями» и пожертвовали 3 миллиарда долларов на медицинские исследования. В 2013 году основатель Google Ларри Пейдж запустил проект Calico Lab, цель которого — продление жизни человека. В 2021 году в США и Великобритании была зарегистрирована компания Atlas Lab, которая привлекает университетских ученых, чтобы те изучали старение клетки и работали над обращением этого процесса вспять. Среди инвесторов — основатель Amazon Джефф Безос и наш человек в долине миллиардер Юрий Мильнер. Исследования ведутся в университетах США, Японии, Европы и России. Так что же нам предложат ученые? На сколько лет мы сможем продлить нашу жизнь?
«Совершенно точно, что продолжительность жизни кардинально увеличится в XXI веке, но конкретная цифра зависит от того, каким технологическим путем мы пойдем, — говорит мне футуролог и трансгуманист Данила Медведев. — С одной стороны, ученые должны разложить на составляющие весь процесс старения и научиться его затормаживать, что может занять еще 50‑60 лет. С другой, есть и более радикальные методы — искусственные органы, пересадка головы, системы жизнеобеспечения, клонирование, и они могут дать результат в следующие пять–десять лет». У меня конкретный вопрос: мне 39, каковы мои шансы дожить до того момента, когда эти технологии будут доступны? «Шансы 50/50. Возможно, вам придется обратиться к крионике, чтобы дожить до передовых технологий», — говорит Медведев (сам он является сооснователем компании «Криорус», которая на данный момент крионировала уже 80 человек со всего мира).
Нет, это не перенесение в реальный мир сценария комедии с Луи де Фюнесом — заморозке пока подвергаются тела или только мозг уже умерших людей в надежде дождаться того момента, когда их можно будет разморозить. Пока что проделать с целым человеческим организмом то же самое, что с несколькими клетками (как при заморозке яйцеклеток и эмбрионов), ученые не могут, но Медведев считает это вопросом времени.
Как человека с клаустрофобией, мысль о заморозке меня пугает. Как насчет пересадки головы? «Такие эксперименты ведутся по всему миру, в том числе в России, — говорит Медведев. — Скорее всего, вначале это будет пересадка на донорское тело, если будет решена задача совместимости спинного и головного мозга». А далее планируется выращивать молодые тела, на которые будут пересаживать головы. Будут ли донорские тела повторять наши собственные или мы будем заказывать тело как у Криса Хемсфорта или Жизель Бюндхен, вопрос открытый. Слушая этот прогноз, вспоминаю фильм «Остров» с Эваном Макгрегором и Скарлетт Йоханссон про клонов, которых выращивают на органы и умерщвляют, когда возникает необходимость в пересадке. «Этическая сторона клонирования является