Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»
В первой части мы рассказали о детских велосипедах СССР, а теперь поговорим о технике посерьезнее — для подростков, взрослых и спортсменов.

Об истории велосипедов «Мишки», «Дружка», «Школьника» и других мы рассказали в первой части статьи «Велосипеды СССР, часть 1: золотое детство», а сейчас поведаем не менее захватывающее о велосипедах взрослых.
Рассказывает Андрей Мятиев, создатель и владелец «Веломузея».
Через четыре года после Великой Отечественной войны в продаже появились модели «Орленок» и «Ласточка» (вариант с дамской рамой). Их покупали детям примерно с пятого класса.

Обе эти модели спроектировали в Харькове в 1949-м и непродолжительное время там производили. Потом их отдали Минскому велозаводу, а в 1951-м производство оттуда перевели в Шауляй (Литва), на новый велосипедный завод (впоследствии веломоторный). Изначально его профилем было производство подростковых велосипедов, и выпускал он их даже после распада Советского Союза. Вот на этих «Орленках» и «Ласточках» подростки и ездили до покупки взрослого велосипеда.
«Кама» и другие
С середины 70-х в стройную схему эволюции велосипедиста вклинились складные городские велосипеды на маленьких 20-дюймовых колесах. Для сравнения: у «Школьника» диаметр колес был 22 дюйма, у «Орленка» 24 дюйма. Городские складные велосипеды производили на нескольких заводах. В Перми делали «Каму» (она стоила 100 рублей), в Минске — складной «Минск» (большинство белорусских велосипедов носило это название, но с разными индексами) и «Аист» (75 рублей), в городе Жуковка Брянской области — «Десну».

Принципиально конструкции их были одинаковы: все базировались на однотрубной раме со складным механизмом. Вкупе с маленьким колесами это делало удобным хранение велосипеда в квартире и перевозку его в багажнике автомобиля. Правда, маленькие колеса делали все модели пригодными в основном для города. Позже появились складные модели с колесами побольше, 24 и 26 дюймов, — «Салют» и «Таир». Причем выпускали их как со складными, так и с нескладными рамами.