«Психотерапевт — это человек вне морали и этики»
Психотерапевт Наталья Бехтерева продолжает исследовать душу и мозг в пятом поколении. Ее прапрадед Владимир Бехтерев создал отечественную школу психоневрологии. А бабушка (и тезка!) первой вживила электроды в человеческий мозг и разгадала секреты организации мыслительной деятельности.
Наследница династии Бехтеревых не планировала становиться психотерапевтом. Но иначе сложиться не могло! Мы обсудили с врачом то, что занимает наш пытливый петербургский мозг, — новую этику, токсичность и личные границы.
Совпадение? Не думаем! Научная слава династии Бехтеревых началась с нервного срыва прапрадеда Натальи — Владимира Михайловича. 15-летний вундеркинд неделю добирается в Петербург на пароходе, сдает экзамены в Императорскую медико-хирургическую академию, но получает отказ из-за юного возраста и в расстроенных чувствах оказывается в психиатрической лечебнице. Пройдет время, и в академию Бехтерев все же поступит. А еще на всю жизнь заинтересуется лечением душевных болезней. Он открывает первый в России психоневрологический институт (сейчас это НМИЦ психиатрии и неврологии им. Бехтерева. — Прим. ред.), пишет семь томов «Основ учения о функциях мозга», изучает возможности гипноза и проблемы психологии.
В 1924 году у главного советского психиатра рождается внучка Наталья Петровна Бехтерева — та самая, что создаст собственную научную школу в области физиологии мозга человека. После судьбоносной встречи с нейрофизиологом Греем Уолтером в 1962 году Наталья имплантирует мозговые электроды пациентке с болезнью Паркинсона и на десятилетия вступает в «разговор с живым человеческим мозгом». А в конце 1980-х знакомится с Раисой Горбачевой и так впечатляет жену первого президента России, что получает поддержку в открытии Института мозга с клиникой при нем (сейчас это Институт мозга человека им. Бехтеревой РАН. — Прим. ред.). Директором института становится сын исследовательницы, нейрофизиолог и академик РАН Святослав Медведев — отец психотерапевта Натальи Бехтеревой-младшей.
«Натуля, эта книга посвящается тебе как человеку нашего будущего», — обращается Наталья Петровна Бехтерева к внучке в своей автобиографии «Магия мозга и лабиринты жизни» (must-read!). Внучка на тот момент не планирует продолжать династию, но изучает мир: подростком учится в США вместе с дочерьми Дональда Трампа и Сигурни Уивер, работает в театре, но все же поступает в ПСПбГМУ им. Павлова и трудится в оперативной гинекологии. К 27 годам все встает на свои места — молодой врач проходит интернатуры по психиатрии и психотерапии и приступает к изучению человеческой природы.
Ежедневно на прием к Бехтеревой-младшей приходят совершенно разные петербуржцы — учителя, домохозяйки, топ-менеджеры. 15 часов психотерапевтической практики в неделю она сочетает с корпоративным коучингом (как поддерживать психологическое благополучие в больших компаниях?!) и просвещением — объясняет, почему нам стоит отказаться от «тирании позитивного мышления» и как поддерживать нейропластичность.
***
Прямо сейчас петербуржцы учатся жить по законам «новой этики» — мы боремся с неравенством, дискриминацией и с теми, кто ей занимается. У тебя неожиданный взгляд — ты видишь в «новой этике» лекарство от тревоги. Объясни!
Мы живем в эпоху турбулентности — зыбкая почва под ногами заставляет людей искать способы занять место в жизни и выразить позицию. «Новая этика» для многих стала именно таким инструментом. Кроме того, этот инструмент позволяет снять тревогу, потому что дает ощущение контроля над происходящим — кажется, что отделить плохое от хорошего достаточно легко, и это успокаивает.