Синдром школьника. Как работать с безынициативными людьми
В любой компании есть люди, страдающие от «синдрома школьника». Они уже давно выросли, им уже по 30-40 лет, но эти бывшие ученики не могут сделать что-нибудь без подсказки или указания
Школьники в России не учатся искать решение задач, а заучивают уже известные решения. По крайней мере, так было, когда в школе учился я сам и мои коллеги и партнеры, которым сейчас лет 30-40. Такой подход применялся как для типовых алгебраических задач, так и для сочинений по литературе. Не можешь процитировать Белинского — не получишь «отлично». В школе нас учили зубрить, но не учили критически мыслить. А дома не все родители смогли обучить детей этому навыку. Ну а теперь мы пожинаем плоды постсоветской философии образования.
Помните школьное: «Мариванна, а как решать? Через Виетта или дискриминант?» (для гуманитариев поясним: речь о квадратных уравнениях, которые можно решить одним из двух способов — неважно каким)? Такие «школьники» есть в любой команде. Для крупных компаний их засилие грозит потерей эффективности, а для стартапов — крахом.
Охотники за похвалой
Пример из нашей практики: мы продаем страховки через онлайн-платформу. Но не все страховые компании имею техническую возможность к ней присоединиться. Тогда компания передает нашим менеджерам доступ в свою внутреннюю систему, в которой они вручную оформляют полисы. К сожалению, не у всех компаний эти системы понятные и простые, поэтому менеджер не всегда может разобраться самостоятельно. Можно позвонить в поддержку страховой компании или разобраться попробовать самому, но сотрудник с «синдромом школьника» будет советоваться с руководством. Ему нужно показать, что он самый старательный в классе.
Однотипные проблемы возникают неспроста. Конечно, все клиенты разные. Некоторые звонят, потому что не знают как на сайте оплатить банковской картой. Таких мы в расчет не берем. Но есть люди, которые звонят, потому что действительно чего-то не поняли. И если поступает уже третий звонок с одним и тем же вопросом, это уже повод, чтобы копнуть глубже, разобраться в причинах и сделать так, чтобы звонков больше не было, но это не позволит сотруднику с «синдромом школьника» геройствовать каждый день. Он говорит: «Ну тупые звонят! Ни в чем не могут разобраться!» Он жалуется на недалеких клиентов руководителю, обсуждает их в курилке.