Сергей Зинкевич: Что мешает «цифровизации» бизнеса?
Все работает — зачем что-то менять? Опасная фраза, погубившая не один десяток интересных компаний. И хотя цифровизация уже не кажется таким страшным термином, многие до сих пор не решились на технологические изменения бизнеса. Сергей Зинкевич, продакт-менеджер «КРОК Облачные сервисы», рассказывает, почему не нужно бояться пробовать что-то новое в ИТ.
Элементы цифровизации уже затронули большинство компаний: сегодня во многих из них используются мобильные приложения для клиентов, чат-боты, интеллектуальные системы для call-центров и многое другое. Но внедрение любых инноваций — всегда тернистый путь. Инициаторы часто сталкиваются с недовольством коллег или клиентов: люди привыкают к определенной последовательности действий, а когда наступает пора изменений — взвешивают, а нужно ли им вообще менять то, к чему они привыкли?
С запуском новых продуктов и услуг ситуация только усложняется. Как правило, только 1% стартапов задерживается на рынке, остальные же закрываются или еле держатся на плаву, принося убытки своим владельцам. Так почему многие сходят с дистанции, не успев оценить преимущества от использования новых технологий?
Незрелость стратегии или ее отсутствие
Первый фактор, который не дает «взлететь» на старте, — отсутствие стратегии или понимания того, как она должна развиваться. Как правило, когда у основателя рождается идея, он хочет ее как можно скорее реализовать. В основном это происходит из самых добрых побуждений: он верит, что сможет принести огромную пользу клиентам и торопится «взорвать» рынок. Часто компании вкладывают силы и деньги в продукты, спрос на которые неоднозначен. Новички минимизируют этап product market fit (соответствие рыночному спросу), чтобы поскорее масштабироваться. Но без должного анализа объемов потенциального рынка ошибка стоит еще дороже.
Один из классических примеров — это гироскутеры, в развитие которых были вложены значительные инвестиции. Создатели обещали, что изменят само понимание транспорта и модель передвижения, а затем и городской ландшафт. Однако продукт не оправдал ожиданий, и масштабного захвата рынка не произошло. Почему? Люди так и не поняли, зачем им менять самокат или скутер, платить за новый вид транспорта и еще тратить время на обучение. «Бума» не случилось, так как пользователь не видел проблемы в использовании привычного транспорта.