«Онлайн снимает любые барьеры для людей»
О внедрении искусственного интеллекта, секретах популярности коротких вертикальных видеороликов и драйверах роста крупнейшей соцсети в России рассказала гендиректор «ВКонтакте» Марина Краснова.

В 2022 году оборот российских IT-компаний вырос на 35% и достиг 2,38 трлн руб., приводит данные вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Как изменился IT-рынок страны за последний год? Каковы доминирующие тренды?
Многие компании сменили приоритеты в сторону цифровой независимости и продвижения собственных разработок. Ключевым направлением, и мы это заметили еще в пандемию, стало образование. Онлайн снимает любые барьеры для людей. Вузы стали развивать онлайн-направление, и вырос спрос на IT-продукты для образования. У «ВКонтакте» есть собственные продукты в этом сегменте и сервисы для развития инфраструктуры. Например, «VK Звонками» пользуются многие образовательные учреждения.
Другой тренд последних лет, который будет и дальше активно развиваться, — искусственный интеллект и машинное обучение. Этот интерес возник давно, причем в соцсетях он проявился раньше всего. Контента в соцсетях много, его надо рекомендовать — так что первопроходцами машинного обучения стали как раз такие платформы, как «ВКонтакте». Мы подхватили этот тренд одними из первых, располагая большим количеством собственных ML-технологий, и активно вкладываемся в развитие этого направления. Благодаря возможностям машинного обучения стираются все барьеры в общении. У нас есть сервисы автоматических переводов постов и видеороликов, «умная» лента рекомендаций, дипфейк-технология для создания более вовлекающего контента, цифровые аватары vmoji, которые повторяют мимику человека.
Если говорить про социальные сети, то за последние годы они из простых платформ для общения превратились в многофункциональные площадки, где люди могут проводить по несколько часов в день. Перед нашей командой стоит задача развивать платформу, которая очень внимательно относится к потребностям и запросам пользователей и делает их жизнь удобнее и комфортнее.
По данным Mediascope, за год аудитория заблокированных в России Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) упала, соответственно, впятеро и более чем втрое. Происходит ли перетекание аудитории в российские соцсети?
Позиция «ВКонтакте» не изменилась, поскольку наша соцсеть давно является лидером в стране. Расти нам удается многие годы. В 2023 году 86% ежемесячной аудитории российского интернета пользуются «ВКонтакте», свыше 53 млн человек посещают ее ежедневно в России. Что еще более важно, растет и активность аудитории. Каждый год у нас увеличиваются показатели, связанные с потреблением и созданием контента, включая просмотры ленты и видео, комментарии и записи в сообществах.
На протяжении всей истории «ВКонтакте» к нам приходят новые пользователи, последние два года не исключение. В работе с новыми пользователями наша задача — показать, что с помощью «ВКонтакте» они могут знакомиться с интересным и полезным контентом, общаться, учиться, творить и создавать, привлекая аудиторию к своим проектам.