Как говорить о современных технологиях и неудобном прошлом с разными возрастами

ForbesРепортаж

Пространство для рефлексии о прошлом: как Лидия Лобанова развивает Музей криптографии

Лидия Лобанова — директор Музея криптографии, который уже полгода работает в Москве. Forbes Woman узнал у нее, как говорить о современных технологиях и неудобном прошлом с посетителями разных возрастов, зачем при создании культурной институции консультироваться с подростками и ждать ли нового «железного занавеса»

Степан Бальмонд

Лидия Лобанова (Фото DR)

В декабре 2022 года в Москве открылся Музей Криптографии. В его коллекции можно найти не только шифровальные машины, подслушивающие устройства, средства связи и предметы из арсенала шпионов, но и, например, письмо заключенного — в советские годы в этом же здании несколько лет функционировал закрытый исследовательский институт, в котором работали осужденные. Forbes Woman поговорил с директором Музея Криптографии Лидией Лобановой о том, как говорить сегодня о неудобном прошлом, как технологии помогают наладить диалог между поколениями и как в этом помогает опыт работы с подростками.

— До Музея криптографии вы занимались модернизацией Политехнического музея, а в 2018 году запустили образовательный проект для подростков «Каскад». Как появилась эта программа и что с ней происходит сейчас?

— Над «Каскадом» я работала вместе с Сашей Хейфец: мы познакомились в 2016 году, когда занимались Политехническим музеем. В тот момент я отвечала за методический центр и работу с детьми и подростками, а Саша — за коммуникационные проекты. Саму программу мы придумали, когда решали одну из задач для Политехнического музея, а именно — как привлечь в музей ребят 12–17 лет.

Тогда, в 2018 году, было понимание, что подростки в основном в музеи ходят в составе организованных групп — со школьными учителями или семьей. До средней школы они посещают эти места более-менее активно, а потом происходит какой-то пробел — и желание бывать в музее у детей почему-то пропадает. Мы стали углубляться в работу с подростками и пришли к выводу, что им предъявляют очень много претензий — что они «не активны», «ничего не хотят», «ничего не делают» и вообще «не такие, как старшее поколение». Ими всегда все недовольны, и при этом же на них огромная нагрузка — «выбери будущее», «сдай ЕГЭ», «поступи в университет», — а в 13–14 лет это не совсем те задачи, которые им хочется решать, особенно теми способами, которые советуют взрослые.

В те же годы вышло большое лонгитюдное исследование четырех американских музеев, которое доказало, что программы для подростков помогают им лучше встраиваться в общественную жизнь, развивать креативное и критическое мышление, строить карьерную траекторию. Изучив все это, мы решили, что хотим сделать программу проектного обучения на базе музея — когда ребята не слушают что-то пассивно, а работают с контентом музея или галереи, со специалистами, даже могут создавать в этих культурных институциях свой продукт.

«Каскад» запустился в сентябре 2018 года, когда проектная деятельность стала частью школьной программы. Мы полагали, что ребята смогут защитить свои проекты в школе, но темы, которые они выбирали, не слишком вписываются в образовательную программу: им интересны исследование личных границ, буллинга, отношений с собой и обществом. От школ мы получили обратную связь: такие темы слишком далеки от рамок образовательный программы. Мы решили работать напрямую с подростками и создавать такое сообщество, которое будет видеть в культурных институциях свое место, будет готово создавать там свои проекты.

Когда мы стартовали, подростковые программы были в основном у крупных музеев: Пушкинского, Политеха и других. То есть у тех, у кого достаточно много ресурсов, кто может привлечь классных взрослых экспертов, обеспечить участников пространством и материалами. Я про это говорю довольно неприятную фразу: «У богатых детей снова елка». Мы себе поставили противоположную задачу: сделать программу такой, чтобы ее можно было повторить, масштабировать в каждом райцентре — везде, где есть школа и подростки, выставочный зал и креативная «соль земли» — свои художники, поэты. Я сама выросла в поселке, где даже школы не было. Очень хотелось сделать что-то рабочее за пределами Москвы.

Лидия Лобанова (Фото DR)

— Как этот опыт помогал в создании Музея криптографии?

— Создавать музей с нуля мне помог прошлый опыт. Политех дал мне большую мечту о лучшем научном музее. Раньше я не задумывалась о дефиците больших научно-технических музеев у нас в стране. С Политехом же я погрузилась в эту систему и поняла, что это огромное пространство для работы, где много чего можно развивать. Так появилась мечта о совершенно новом технологичном музее.

Работая с подростками, я увидела, что у них сегодня отсутствует пространство, в котором они могли бы говорить и делать. Они существуют между школой и дополнительными секциями, а третьего места, где они могут жить и выражать себя, нет — и получается, что тебе нужно ждать какого-то совершеннолетия и свободы, чтобы начать что-то пробовать.

Вообще, в работе с подростками мы коснулись лишь вершины айсберга. Не только у подростков нет места, не только подросткам нельзя. Мы живем в культуре запретов — сюда не ходи, тут не стой, здесь тише, руками не трогать. Мы хотели создать принципиально другой музей. У нас была молодежная команда, у нас был совет по доступности — мы хотели сделать музей для людей. Но на самом деле мы хотели больше: мы хотели создать музей, в котором можно быть автором, можно быть номер один, можно быть в праве. Это все — про возвращение человеку авторства и субъектности. Про возвращение чувства собственного достоинства. И это невероятный дефицит сегодня.

Года два назад нас с Сашей Хейфец позвали на круглый стол в ВШЭ про проектное обучение. Все эксперты обсуждали, как важно работать с реальным заказчиком над реальным техзаданием. Тогда мне пришла в голову мысль: сначала в школе тебе вообще ничего нельзя делать не по программе, а потом тебе нужно делать что-то по желанию и заказу кого-то, и нет такого момента, когда заказчик — это ты сам. Но вообще-то мир «собран» такими же людьми, как я, как ты, и это твой выбор — делать что-то, менять что-то или не делать. Эта идея — что в 13–18 лет уже можно создавать ту реальность, в которой ты живешь, — лежит в основе «Каскада». Эту идею я забрала в будущую работу над Музеем криптографии. Человек — в центре процесса, и он не зритель, он соавтор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Хлеб и розы»: что афганские женщины рассказали в документальном фильме о своей жизни «Хлеб и розы»: что афганские женщины рассказали в документальном фильме о своей жизни

Как фильм «Хлеб и розы» помогает взглянуть на жизнь афганских женщин

Forbes
Эспрессо на мелком помоле оказался невкусным из-за положительной обратной связи Эспрессо на мелком помоле оказался невкусным из-за положительной обратной связи

Почему при слишком мелком помоле эспрессо получается невкусным?

N+1
Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют» Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют»

Актриса Ирина Темичева раскрывает секрет долгих и счастливых отношений

Maxim
От медосмотра до послеполетных работ: из чего складывается рабочий день бортпроводника От медосмотра до послеполетных работ: из чего складывается рабочий день бортпроводника

О подготовке к рейсу и обязанностях бортпроводников

ТехИнсайдер
Змеи в костюмах Змеи в костюмах

Как защититься от психопатов на работе

kiozk originals
Селфи на фоне книг: как женщины заявляли о себе с помощью портретов Селфи на фоне книг: как женщины заявляли о себе с помощью портретов

Отрывок из «Записок библиофила» Эммы Смит — о женщинах и их любви к книгам

Forbes
Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков

Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России

Forbes
«Стань свободным от чужого мнения и делай то, что хочется» «Стань свободным от чужого мнения и делай то, что хочется»

Как понять, зависите ли вы от мнения окружающих?

Psychologies
Поддерживать, но не потакать: как помочь близкому, страдающему зависимостью Поддерживать, но не потакать: как помочь близкому, страдающему зависимостью

Важно четко осознать разницу между поддержкой зависимого человека и потаканием

Psychologies
Антагонист обонятельных рецепторов защитил людей от неприятного запаха Антагонист обонятельных рецепторов защитил людей от неприятного запаха

Антагонист обонятельных рецепторов конкурентно ингибировал соединения серы

N+1
В неандертальцах разглядели охотников на водоплавающих птиц В неандертальцах разглядели охотников на водоплавающих птиц

Палеозоологи и археологи исследовали птичьи кости, найденные в Португалии

N+1
Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш

Не каждая звезда готова обнажаться в кадре

Maxim
С ребёнком – легче! С ребёнком – легче!

Путешествие с малышом – это так прекрасно! Главное, взять с собой всё нужное

Новый очаг
Лена Ужинова Лена Ужинова

Лена Ужинова — одна из самых известных и титулованных российских художников

Правила жизни
Почему мужчине легче похудеть, чем женщине? Дело в гормонах, и вот как они мешают сбросить вес Почему мужчине легче похудеть, чем женщине? Дело в гормонах, и вот как они мешают сбросить вес

Ученые провели эксперимент и узнали, почему мужчины худеют быстрее женщин

Вокруг света
Точечное попадание Точечное попадание

Прыщи на спине нередко сигнализируют о какой-то проблеме. Что их провоцирует?

Лиза
Мигрирующие нетопыри сориентировались по магнитному полю Земли Мигрирующие нетопыри сориентировались по магнитному полю Земли

Перелетные летучие мыши ориентируются по геомагнитному полю

N+1
Подражание муравьям защитило скакунчиков от других пауков. А маскировочная окраска — от богомолов Подражание муравьям защитило скакунчиков от других пауков. А маскировочная окраска — от богомолов

Эти скакунчики двигаются как муравьи, но окрашены под цвет растений

N+1
«Человек, без которого всё рухнет»: как работать с коллегой, который закольцовывает на себе все процессы — три истории «Человек, без которого всё рухнет»: как работать с коллегой, который закольцовывает на себе все процессы — три истории

Как работать с «человеком-без-которого-всё-рухнет»?

VC.RU
Кто остановит поезда Кто остановит поезда

«Транспневматика» вложит сотни миллионов рублей в производство дисковых тормозов

Эксперт
Анатомия газлайтинга: как развиваются такие отношения — подробная хронология Анатомия газлайтинга: как развиваются такие отношения — подробная хронология

Как люди попадают в ловушку газлайтеров?

Psychologies
Show must go on Show must go on

У Ивана Чуйкова сбылась главная мечта — у него наконец-то есть свое шоу!

OK!
По магнитной картинке мозга можно прочесть жесты человека. И безо всякой трепанации По магнитной картинке мозга можно прочесть жесты человека. И безо всякой трепанации

Магнитная картинка мозга позволила «прочитать» активность мозга без трепанации

ТехИнсайдер
Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи

Как организм реагирует на пропущенный прием пищи психически и физически

ТехИнсайдер
В IT в доверие: как молодые преподаватели решат проблему подготовки айтишников В IT в доверие: как молодые преподаватели решат проблему подготовки айтишников

Как ассистенты преподавателей помогут индустрии IT утолить кадровый голод

Forbes
От суфражисток до #MeToo: все, что нужно знать о четырех волнах женского движения От суфражисток до #MeToo: все, что нужно знать о четырех волнах женского движения

Женское движение за свою почти двухсотлетнюю историю прошло серьезную эволюцию

Forbes
Краткий ликбез по странным женским увлечениям: знаки зодиака, карты Таро, соционика и прочая хиромантия Краткий ликбез по странным женским увлечениям: знаки зодиака, карты Таро, соционика и прочая хиромантия

Современные мистические увлечения: в чем их суть и влияют ли они на реальность

Maxim
«От настоящей любви не бывает больно»: певица Асия и ее возлюбленный Олег Мартышкин — о чувствах и отношениях «От настоящей любви не бывает больно»: певица Асия и ее возлюбленный Олег Мартышкин — о чувствах и отношениях

Что такое любовь? И как сохранять ее несмотря ни на что?

Psychologies
Асия: «Я пока не ощущаю никакой популярности. И не мечтаю о ней» Асия: «Я пока не ощущаю никакой популярности. И не мечтаю о ней»

Асия рассказала, почему побаивается ехать в родной город с концертом

ЖАРА Magazine
Как переделать старый «Мерседес» в новый? Как переделать старый «Мерседес» в новый?

Несколько интересных переделок Mercedes

ТехИнсайдер
Открыть в приложении