Проекции, нарциссы и фрустрация. Как «История игрушек 4» стала лучшим кино-психоанализом для взрослых
Четвертую часть франшизы «История игрушек» кинокритики в один голос называют одним из самых лучших фильмов года... для взрослых. Постоянный кинообозреватель Forbes Life Татьяна Шорохова обсуждает премьеру с психологом — осторожно, по ссылке открытия и спойлеры
Первая «История игрушек» вышла в 1995 году, став первым полнометражным мультфильмом, сделанном на компьютере. Второй фильм серии определил стиль работы студии Pixar — никогда не снимать проходных фильмов (картину дважды переделывали в крайне сжатые сроки), а третий, казалось бы, поставил точку на приключениях ковбоя Вуди, космонавта Базза Лайтера и других обитателей комнаты повзрослевшего мальчика Энди. Игрушки нашли себя в обществе девочки Бонни, а студия через несколько лет придумала еще одну историю.
Учитывая, что несколько лет назад Pixar схематично поведали нам о механизме эмоций в мультфильме «Головоломка», было бы интересно посмотреть на «Историю игрушек 4» с точки зрения психологии. В этом нам поможет психолог и гештальт-терапевт Ольга Губочкина.
Динозавры и ковбои
Мастера историй студии Pixar неспроста взяли игрушки в качестве героев своего первого полного метра. Игрушки — это проводники ребенка в тот мир, где он может осваивать самостоятельную деятельность. Анимация позволяет развить фантазию и показать доходчивым образом важные жизненные уроки — дружба важна, хорошие ребята всегда побеждают, зло наказано. Pixar даже проводят для нас экскурс по разным игрушкам — персонажи регулярно вспоминают, для какого возраста они предназначены и сильно расстраиваются, попадая в третьей части к малышам, которые буквально пробуют наших героев на зуб, рисуют ими картины и расколачивают их на части.
«Дети выбирают игрушки согласно возрастному развитию, — подтверждает психолог. – До года это игрушки, которые развивают сенсорные системы: зрительную, слуховую, позже вкусовую, обонятельную и так далее. От года до трех ребенку уже интересен функционал игрушки, ее предназначение. Игрушка должна быть максимальной копией настоящих предметов».
В диапазоне от трех до шести лет меняется ведущая деятельность ребенка, сюжетно-ролевая игра теперь для него интереснее всего. И, если на предыдущем этапе было важно, насколько игрушка похожа на предмет из реального мира, то здесь уже хорошо развито воображение, и ребенок может представлять, что эта веточка — ручка, и «писать» ею, а вот то колесо — машина, и «ехать» на нем. Именно в этот период сделанная своими руками игрушка может быть гораздо ценнее купленной.
Вуди
Четвертая часть начинается дождливым вечером девять лет назад. Лампа с пастушкой Бо Пип отправляется к новому владельцу, тогда как давно влюбленный в игрушку ковбой едва не уезжает с ней, пасуя в последнюю минуту. Вуди по праву главный герой всей франшизы. Этот персонаж проходит через настоящее взросление. От инфантильного желания оставаться любимой игрушкой и даже зловещих планов по уничтожению соперника Базза, Вуди постепенно взрослеет и к финалу понимает, что иногда собственное счастье важнее долга.
Со стороны ковбой может показаться своего рода материнской и гиперопекающей фигурой. С этим психолог не согласна: «Честно говоря, мне Вуди кажется самым взрослым и самым здоровым персонажем. Он отлично ориентируется в своих потребностях, причем может их как удовлетворять, так и откладывать ради более актуальных задач; он чувствителен, эмпатичен, он ответственен, при этом умеет обращаться за помощью. Вуди осознает свои страхи, но все равно пробует новые действия; он готов признавать, что у других есть свои взгляды, не совпадающие с его, и не конфронтировать с ними. Мне бы понравилось взаимодействовать с таким человеком. Какого он при этом пола, и есть ли он вообще у него, мне не очень важно».
Что же до гиперопеки, то при ней главная цель — не дать разомкнуть ребенку психологическую пуповину с родителем, считает Губочкина. Присутствие родителя в любых активностях ребенка, ограничение его возможности принимать решения, хроническое послание «ты не сможешь, не знаешь, не справишься» приводит, в итоге, к абортированию индивидуальности. Такой родитель, можно сказать, живет жизнь своего ребенка вместо него. Гиперопека, как правило, формируется у тревожно-мнительных родителей; у людей, испытывающих проблемы в контакте с социумом; тех, кто имел отвергающий стиль взаимодействия со своими родителями в детстве; а также с искаженными отношениями внутри континуума «страх жизни — страх смерти».
Бонни
Дочка сотрудницы детского сада становится чуть ли не главной героиней фильма. Даже Энди в свое время не выходил на первый план настолько явно. Бонни – застенчивая девочка с яркой фантазией, любовью к игрушкам и мягким характером. Она готовится к знакомству со школой, что вызывает у Бонни сильный стресс, который некоторые критики посчитали сценарной дырой — как же детский сад, в котором девочка провела столько времени?