Порошок, уходи
Почему молочные смеси для вскармливания детей бойкотируют уже полвека
В 1981 году ВОЗ принял Международный кодекс маркетинга молочных смесей, а через 10 лет еще и учредил неделю грудного вскармливания, которая занимает первую четверть каждого августа. Организация сделала это, чтобы наконец хоть как-то стабилизировать ситуацию в войне между активистами и производителями молочных смесей для детей. N + 1 рассказывает, как одна фотография развязала этот конфликт и изменила подход к вскармливанию детей — и разбирается, что не так с искусственными смесями.
«На обложке этого номера помещена фотография могилы №19232. Это могила замбийского ребенка. Мать поставила на нее бутылочку для кормления и пустую жестянку из-под сухого молока. Они символизируют смерть, наступившую невзирая на попытки матери сделать все возможное для своего ребенка. Мать не знает, что именно они стали главной причиной смерти ее ребенка».
Так начинается статья, опубликованная полвека назад в журнале The New Internationalist. Через год британские активисты издают брошюру «Убийца детей» (Baby killer), в которой обвиняют швейцарскую корпорацию «Нестле» (Nestle) в том, что их маркетинг уносит жизни тысяч детей в странах третьего мира — начинается война, которая не закончена и по сей день.
Начало 70-х. В Белом доме Никсон, в Кремле Брежнев, во Вьетнаме война, в моде клеш и молочные смеси для детского питания. Продавцы последних встречали своих клиентов прямо в роддомах — каждая вторая медсестра подрабатывала на производителей молочных смесей, поэтому первым делом рассказывали молодым матерям о всех прелестях искусственного вскармливания и зачастую отправляла домой уже с пробным набором — бутылочкой и жестяной банкой молочной смеси. Не считалось зазорным и «сливать» адреса рожениц рекламным агентам, чтобы те нагрянули к молодым родителям на дом.
На билбордах в обнимку с жестянками сухого молока сидели красивые дети, а по стенам больниц и поликлиник висели информационные бюллетени о пользе молочных смесей для ребенка. Причем наиболее часто такие вещи встречались в странах третьего мира (в том числе и в Замбии), где у матерей и так хватало проблем: антисанитария, отсутствие чистой воды и порой элементарных бытовых удобств. Реклама молочных смесей обещала сделать ребенка здоровым и счастливым. Число детей, вскормленных заменителями грудного молока, стремительно росло.
«Прогрессивная» часть света не отставала. До того как молочные смеси пришли в бедные страны, они захватили Америку и Европу. К началу 70-х годов более 75 процентов американских младенцев питались молочными смесями. Рекламные лозунги и тут говорили о том, что заменитель грудного молока во много раз полезнее настоящего грудного молока и что именно благодаря молочной смеси ребенок вырастет здоровым и счастливым. При этом репутация грудного вскармливания падала.
От козьего вымени к банке сгущенки
Искусственное вскармливание, возможно, существует так же долго, как и грудное. Во многих мифах, легендах и сказаниях разных народов мира часто встречаются сцены вскармливания младенцев животными. Коза Амалтея кормит своим молоком младенца Зевса, волчица — Ромула и Рема, а притчи Соломона сулят тому, кто хорошо следит за своей паствой «много козьего молока тебе и твоей семье, и служанки твои будут здоровы».
Легенды легендами, но профессия кормилицы — женщины, которая могла вскормить чужого ребенка — была очень востребована в древнем мире. В Древнем Риме существовала контрактная система между кормилицами и семьями высшего сословия: женщина выкармливала «ненужного» семье ребенка, после чего он продавался в рабство. К здоровью кормилиц предъявлялись высокие требования, регламентировались их быт и компетентность. Существовал даже тест на качество: молоко кормилицы проходило его, если после нанесения его капли на ноготь оно не скатывалось быстро при вращении пальца. К XIX веку в Европе труд кормилиц оформился в высокооплачиваемую и защищенную целым рядом законов профессию.
По данным историков медицины грудное молоко стало признаваться эталоном питания младенцев начиная уже с XVIII века, однако вопрос о его замене оставался открытым. В 1775 году французский врач Альфонс ле Рой (Alphonse Le Roy) открыл в городе Экс первый в мире приют для вскармливания брошенных и зараженных сифилисом младенцев — детей прикладывали прямо к козьему вымени. Позже такие приюты стали открываться повсеместно, а козье молоко стало основным заменителем женского, не только по медицинским, но и экономическим соображениям: содержать козу было намного дешевле, чем корову или ослицу.
В 1838 году немецкий ученый Иоганн Симон описал различия химического состава женского и коровьего молока. Автор обнаружил более высокое содержание белка и более низкое содержание углеводов в коровьем молоке по сравнению с женским молоком. Поэтому, чтобы приблизить состав коровьего молока к женскому молоку, многие доктора того времени рекомендовали разводить коровье молоко водой и добавлять сливки и сахар.
Спустя 18 лет Гейл Борден запатентовал технологию конденсации цельного молока для долгосрочного хранения, изобретя таким образом основу для сгущенки. Спустя два года он уже открывает первый завод, через 20 лет появляется сгущенка и в России, а русский профессор Жук в своей энциклопедии описывает способ приготовления такого молока для кормления новорожденных детей: часть концентрированного молока на 6-12 частей воды.
У такого детского питания были преимущества по сравнению со вскармливанием животным молоком: среди детей снизилось число инфекций, передаваемых от животных, и пищевых отравлений. Вплоть до середины XX века такое молоко признавалось золотым стандартом для детей первого года жизни, которые не получали грудного молока.
Дальнейший прогресс привел к появлению в начале XX века еще одного продукта — сухого коровьего молока. В 1867 году швейцарский коммерсант, химик и изобретатель Генри Нестле создал свою смесь для младенцев «Nestlе’s Infant Food», содержавшую солод, сухое коровье молоко, сахар и пшеничную муку. Смесь Нестле копировала уже существовавшее тогда «Идеальное питание» Юстуса фон Либиха, только вместо гидрокарбоната калия Нестле добавлял в нее сахар. С этого момента разные компании ежегодно выпускали новые смеси, улучшая технологию их производств. Вскоре на рынок выходят кисломолочные, обогащенные железом и витамином D смеси, смеси на основе козьего молока и сои, а в 1942-м появляется первая в мире гидролизованная молочная смесь (в ней белки коровьего молока уже расщеплены) — сейчас такими кормят детей с аллергией на белки коровьего молока.