Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механикаАвто

Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Текст: Роман Фишман

Сразу за поворотом направо, на двухполосную дорогу, путь перегородил широкий черный внедорожник: какой-то недисциплинированный водитель припарковался прямо под запрещающим знаком, включив аварийные сигналы. Обойти его было возможно, лишь заехав колесом на сплошную полосу, – и мы встали, дожидаясь, пока проезд освободится. Сзади мигом выросла гудящая пробка, и тогда наш водитель впервые взялся за руль: пока что роботу запрещено совершать потенциально опасные маневры, и в этом ему должен помочь человек. Но как только объезд был закончен, он опять опустил руки, а умная машина перехватила управление. Можно было посмотреть по сторонам – за окном проплывал город, рулевое колесо крутилось само по себе, на экране облака точек складывались в движущиеся силуэты, среди которых автоматически выделялись светофоры и автомобили, велосипедисты и прохожие.

На переходе беспилотник притормозил, пропуская пешеходов, и ловко подгадал удобный момент, проехав между двумя группами. «Одна из самых сложных задач, над которыми мы работаем сейчас, состоит как раз в том, чтобы система понимала намерения пешеходов и других водителей», – прокомментировал глава группы разработчиков беспилотного автомобиля из «Яндекса» Дмитрий Полищук. Первая тревога перед поездкой по городу в «неуправляемой» машине рассеялась, прошло и раздражение на водителя черного внедорожника. В конце концов, мы всего лишь люди и даже на автомобильных роботов смотрим со своей биологической колокольни. 

Между тем, с их точки зрения, управление машиной выглядит совершенно иначе. Самые сложные для нас маневры – движение в пробке или параллельная парковка – не представляют никаких трудностей для компьютера, способного сверхточно и быстро контролировать движения руля и педалей. Зато невероятно сложны для него задачи, которые мы решаем легко и походя, – например, угадать, не собирается ли пешеход внезапно перебежать дорогу, или немного отступить от правил, чтобы не создать опасную ситуацию.

Неправильный «человеческий» взгляд на беспилотные автомобили не всегда безобиден. Скажем, автоматизированные системы помощи водителю, которыми оснащены электромобили Tesla, многие ошибочно принимают за полноценное беспилотное управление – и отсутствие контроля за машинами в режиме автопилота уже стало причиной нескольких аварий. Их продвинутый круиз-контроль способен удерживать дистанцию до впереди идущего транспорта или оставаться в своей полосе на трассе, но не сориентируется в сложном городском потоке. Международное сообщество автомобильных инженеров (SAE) различает пять уровней автоматизации транспорта, начиная с нулевого, при котором бортовой компьютер лишь уведомляет водителя о важных событиях. Самые совершенные из серийных моделей достигают третьего уровня, позволяя отдать управление роботу на трассах с неплотным и предсказуемым движением. Беспилотные автомобили пятого уровня автоматизации существуют лишь в виде проектов разной степени готовности – и все их можно пересчитать по пальцам. Таким машинам достаточно лишь указать точку назначения, в живом водителе они не нуждаются вовсе.

Локализация и восприятие

Базовые шаги вождения и для человека, и для компьютера одинаковы. Прежде всего нужно локализовать себя в пространстве, выяснить, где мы находимся, куда и какой дорогой едем. И люди, и роботы используют для этого датчики, воспринимающие объекты в окружающем пространстве. Эта информация анализируется и используется для предсказания дорожной ситуации в следующий момент. Наконец, планируется точная траектория движения, и готовые команды передаются на органы управления машиной. В беспилотном автопарке «Яндекса» их около десятка, почти все – Toyota Prius: эти изначально высококомпьютеризованные машины легко модифицируются под автоматизированное управление. Каждый робот получил собственное имя в честь одного из андроидов – героев фантастического сериала «Мир Дикого Запада». Нашего звали Тедди, его компьютер гудел под сетчатым – для лучшей вентиляции – дном багажника, на месте запасного колеса. Внешне он почти не отличается от серийных машин: передний и задний радары скрыты под бамперами, смонтированные

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Идея! Общаться с иностранцем Идея! Общаться с иностранцем

О чем говорить с гостями на чемпионате мира

Maxim
Брат небесный, брат земной Брат небесный, брат земной

NASA исследует близнецов: астронавта и его брата, оставшегося на Земле

Популярная механика
Налоговый переворот. Как рост НДС повлияет на бизнес и потребителя Налоговый переворот. Как рост НДС повлияет на бизнес и потребителя

За реформу НДС неизбежно придется заплатить обычным россиянам

Forbes
Самая древняя Русь Самая древняя Русь

Животный мир давно минувших эпох

Популярная механика
Конец эпохи. Обычные машины могут стать дороже электрокаров уже осенью Конец эпохи. Обычные машины могут стать дороже электрокаров уже осенью

Из-за ужесточения экологических требования в Европе автомобильный рынок меняется

Forbes
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Запретный роман Запретный роман

Лина Кавальери — звезда «прекрасной эпохи»

Караван историй
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
«Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально» «Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально»

Стереотип о том, что все женщины мечтают выйти замуж, наконец уходит в прошлое

Psychologies
Выход дракона Выход дракона

Впервые в истории лидером по количеству космических запусков станет Китай

Популярная механика
Ген победы. Для чего существует человек? Ответ на этот вопрос тебе может не понравиться Ген победы. Для чего существует человек? Ответ на этот вопрос тебе может не понравиться

О британского ученого-эволюциониста Ричарда Докинза

Maxim
Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
Звездный час Звездный час

Финалист шоу «Песни» на ТНТ посвятил победу маме

StarHit
Карта дня беспилотника Карта дня беспилотника

Как города России готовятся к появлению беспилотных автомобилей

Популярная механика
Дорогого стоит Дорогого стоит

Как аристократка и тусовщица стала золотых дел мастером

Vogue
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
8 фактов о Dua Lipa, которые вы должны знать 8 фактов о Dua Lipa, которые вы должны знать

Почему все британцы влюблены в Dua Lipa

GQ
Как спрятать голову в железо Как спрятать голову в железо

История доспехов в европейском Средневековье и технология воссоздания в наши дни

Популярная механика
Может, бросить это дело? Может, бросить это дело?

Надо ли все начатое доводить до конца

Лиза
Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин 4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин

Когда отношения начинаются, кажется, что все складывается идеально

Psychologies
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Как выбрать идеальный смартфон? Есть план Как выбрать идеальный смартфон? Есть план

Подробный план по выбору и по покупке смартфона

CHIP
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
Примите ванну с алмазами Примите ванну с алмазами

Компания РАМ разработала технологию наноалмазного гальванического покрытия

Эксперт
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Печальный прогноз. ФАС не нашла нарушений в росте тарифов ЖКХ с 1 июля Печальный прогноз. ФАС не нашла нарушений в росте тарифов ЖКХ с 1 июля

ФАС считает предстоящее 1 июля 2018 года повышение цен вполне плановым

Forbes
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
Высокая должность требует жертв: правила жизни Валентины Матвиенко Высокая должность требует жертв: правила жизни Валентины Матвиенко

Спикер Совета Федерации о воспитании, гендерных вопросах и цифровом будущем

Forbes
Открыть в приложении