Фрагмент из книги Вонды Макинтайр — классика литературы в жанрах фэнтези

EsquireКультура

Отрывок романа классика фэнтези Вонды Макинтайр «Луна и Солнце» — и обращение ее коллеги по жанру к российским читателям

Максим Мамлыга

1апреля 2019 года не стало американской писательницы Вонды Макинтайр, классика литературы в жанрах фэнтези и научной фантастики, лауреатки премий «Хьюго» и «Небьюла». В конце прошлого года в издательстве «Азбука» впервые на русском языке был выпущен ее роман «Луна и Солнце» в переводе Софьи Ардынской — чудесная история о том, как в поисках бессмертия при дворе Людовика XIV решают прибегнуть к помощи фантастического существа. Писательница Робин Хобб, коллега по жанру и подруга Вонды, была тронута тем, как российскому читателю полюбилась «Луна и Солнце».

С разрешения издательства Esquire публикует фрагмент книги и письмо Робин российским читателям, где она рассказывает о Вонде и ее книгах, а также снимок, который она сделала, вдохновившись блогерами русского сегмента Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).

Письмо Робин Хобб

Вонда Н. Макинтайр была необычайным человеком и одним из первых моих друзей среди тех, кто пишет фэнтези и научную фантастику. В апреле 2019, чуть больше года назад, мы потеряли Вонду — она умерла от рака. Это была ощутимая утрата для нашего сообщества — и для меня как для ее друга.

Первой книгой Вонды, которую я прочла, был «Змей сновидений». Это роман, основанный на ее рассказе «О тумане и траве, и песке». В 1979 она получила сразу и «Хьюго» (премия за лучший роман в жанре научной фантастики или фэнтези, вручается Всемирным конвентом любителей фантастики Worldcon. — прим. Esquire), и премию «Небьюла» (премия Американской ассоциации писателей-фантастов, вручается за лучшее произведение в жанре научной фантастики и фэнтези. — Esquire) — за этот роман о целителе, который использовал змеиный яд как лекарство; обе премии были получены совершенно заслуженно. Годы спустя, она снова будет номинирована на «Небьюла», на этот раз за «Луну и Солнце». Роман, чей сюжет разворачивается при дворе короля Франции Людовика XIV, богат историческими отсылками, в нем есть интрига, тонкие наблюдения над обществом того времени, и да, любовная история.

Но больше всего в этих романах меня чарует то, что я бы назвала «альтернативной наукой». Подкованность Вонды в биологии и генетике видна в этих книгах так же, как и в других ее рассказах и романах. Как и «Всадников Перна» Энн Маккерфи (одна из самых титулованных писательниц-фантасток, первая лауреатка премии Хьюго. — Esquire), эти книги определяют как фэнтези, но более пристальное чтение может позволить переместить их на полки научной фантастики. Я надеюсь, что читатели, которые подумают здесь: «Но я люблю фэнтези, а не фантастику!», не разочаруются, читая мои слова. Те вещи, которые мы больше всего любим в фэнтези, — подробную проработку, причудливые и заставляющие задуматься допущения, динамичный сюжет и да, любовную историю, — все это есть в этих книгах.

Полагаю, что существует слишком много книг в жанре фэнтези, которые не требуют никаких усилий от читателя, где нет жестких установленных правил и где у волшебства нет никаких ограничений. Книги Вонды совершенно свободны от этих недостатков. Я не думаю, что будет таким уж спойлером рассказать, что «Луна и Солнце» завязано на фигуре русалки, Чудовища. Биологическое объяснение того, как она вообще может существовать, и описание ее жизненного цикла столь же убедительны, как и мастерство, с которым Вонда бросает вызов читателю, чтобы те могли оценить, как мы относимся к «другим», которые радикально отличаются от нас самих.

Перед тем как закончить, я добавлю пару интересных фактов о Вонде. Она обожала «Звездный путь», и стала автором нескольких книг, основанных на его вселенной. В одной из первых, «Эффекте энтропии», она заметила, что в телевизионной версии у Сулу не было имени. Она исправила это, дав ему имя Хикару, и с тех пор в каноне за ним закрепилось имя Хикару Сулу.

Вдохновляясь очаровательными фотографиями, которые многие российские блогеры постятв Инстаграме, я тоже решила попытаться почтить работу Вонды. На переднем плане вы видите замысловатое нечто из бисера. Его мне подарила Вонда. Хотя его можно рассматривать как чудесное произведение искусства, оно также является выражением математической формулы. Вонда сделала несколько таких, и мы обе были удивлены тем, как часто законченный предмет походил на голожаберное или морское существо.
Вдохновляясь очаровательными фотографиями, которые многие российские блогеры постятв Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), я тоже решила попытаться почтить работу Вонды. На переднем плане вы видите замысловатое нечто из бисера. Его мне подарила Вонда. Хотя его можно рассматривать как чудесное произведение искусства, оно также является выражением математической формулы. Вонда сделала несколько таких, и мы обе были удивлены тем, как часто законченный предмет походил на голожаберное или морское существо.

Фрагмент «Луны и Солнца» Вонды Н. Макинтайр

Русалка держалась на поверхности, то ли напевая, то ли тихо постанывая. Звуки ее голоса эхом отдавались от стенок бассейна.

В воду упала гнилая рыба. Русалка нырнула, испуганно отплыла, потом, сделав круг, вернулась, понюхала рыбу, выловила ее из воды и, размахнувшись, отшвырнула подальше. Пролетев меж прутьями клетки, рыба глухо шлепнулась на землю.

Русалка запела.

Мари-Жозеф провела Ива по узкой грязной лестнице и темной передней, застланной вытертым ковром, на чердак Версальского дворца. Ее холодное, влажное платье намочило меховую подкладку плаща, которым ее укутал Лоррен. Она не переставала дрожать.

— Неужели здесь нам предстоит жить? — в замешательстве спросил Ив.

— У нас целых три комнаты! — возмутилась Мари-Жозеф. — Придворные плетут интриги, пускаются на подкуп и какие угодно ухищрения, лишь бы только получить то, что нам пожаловали!

— Убогий чердак.

— Во дворце его величества.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цивилизации Цивилизации

Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

kiozk originals
Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами? Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами?

Что такое виктимология и поможет ли её изучение женщине не стать жертвой насилия

Cosmopolitan
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Что будет с астронавтами, если в космосе что-то пойдет не так? Что будет с астронавтами, если в космосе что-то пойдет не так?

Астронавтам ничего не угрожает, ведь люди Илона Маска все предусмотрели

GQ
Сенсоры холода помогли дрозофилам с полезной ленью Сенсоры холода помогли дрозофилам с полезной ленью

Благодаря ним мухи отреагировали на длительные изменения условий

N+1
Том Харди бесконечно хорош в фильме «Капоне» Том Харди бесконечно хорош в фильме «Капоне»

Кроме Тома Харди фильм «Капоне», к сожалению, не отметился ничем

GQ
Секс и страх: 20 лучших триллеров с эротическим подтекстом Секс и страх: 20 лучших триллеров с эротическим подтекстом

Фильмы ужасов уместно заигрывают с теорией и практикой соблазнения

Esquire
Из Будапешта с любовью: почему вам стоит больше узнать о марке Nanushka Из Будапешта с любовью: почему вам стоит больше узнать о марке Nanushka

Одежду этого бренда носят знаменитости, о которых иные дизайнеры только мечтают

GQ
«Сегодня камеру можно направить только на себя» «Сегодня камеру можно направить только на себя»

Марина Разбежкина о том, как изоляция обнулила киноязык

Weekend
Как программист из Ульяновска построил бизнес на $100 млн, привлек инвестиции в США и стал героем фильма Дудя о Долине Как программист из Ульяновска построил бизнес на $100 млн, привлек инвестиции в США и стал героем фильма Дудя о Долине

Руслан Фазлыев к 40 годам создал два глобальных IT-бизнеса

Forbes
Кровь стынет в жилах! 7 сериалов для тех, кому понравился «Колл-центр» Кровь стынет в жилах! 7 сериалов для тех, кому понравился «Колл-центр»

Что еще делать на карантине, как не смотреть сериалы

Cosmopolitan
Спиннер превратили в экспресс-тест для диагностики инфекций мочевых путей Спиннер превратили в экспресс-тест для диагностики инфекций мочевых путей

Для работы теста его нужно крутить так же, как и обычный спиннер

N+1
Фитнес без движения: как наш мозг сжигает много лишних калорий Фитнес без движения: как наш мозг сжигает много лишних калорий

Для сжигания калорий вовсе не обязательно пыхтеть на беговой дорожке

Популярная механика
Правила жизни сэра Пола Маккартни Правила жизни сэра Пола Маккартни

Правила жизни одного из основателей великой четверки The Beatles Пола Маккартни

Esquire
История рубашки поло: от спортивной формы до универсальной классики мужского гардероба История рубашки поло: от спортивной формы до универсальной классики мужского гардероба

Рубашка поло: рассматриваем в деталях

Esquire
Британец воссоздал в виртуальной реальности любимый бар. Он изучил основы 3D с нуля Британец воссоздал в виртуальной реальности любимый бар. Он изучил основы 3D с нуля

Тристан Кросс воссоздал в виртуальной реальности свой любимый паб

Esquire
Пилот разбившегося “Суперджета” обвинил самолет в катастрофе Пилот разбившегося “Суперджета” обвинил самолет в катастрофе

Пилот трагично известного "Суперджета" рассказал подробности произошедшего

Популярная механика
Одна вокруг света в карантине. Воспоминания об иранском гостеприимстве и любви к русским Одна вокруг света в карантине. Воспоминания об иранском гостеприимстве и любви к русским

Ирина Сидоренко продолжает вспоминать свои недавние приключения

Forbes
Дарья Мороз — новая икона стиля и секс-символ российского кино Дарья Мороз — новая икона стиля и секс-символ российского кино

Кто такая Дарья Мороз?

Cosmopolitan
«Он ударил меня кулаком в живот»: Паршута и другие жертвы насилия среди звезд «Он ударил меня кулаком в живот»: Паршута и другие жертвы насилия среди звезд

Звезды, которые нашли в себе силы выйти из абьюзивных отношений

Cosmopolitan
Ограничения стали новой нормой: как изменится жизнь после карантина Ограничения стали новой нормой: как изменится жизнь после карантина

Некоторые государства постепенно смягчают ограничения, введенные из-за пандемии

Forbes
Надежный кроссовер до миллиона. 40 вариантов покупки Надежный кроссовер до миллиона. 40 вариантов покупки

Подбираем кроссовер до миллиона на вторичке

РБК
На На

История долгого и счастливого брака Леонида Ярмольника и его жены Оксаны

Cosmopolitan
Пленка или стекло на экран: есть ли разница и что лучше купить Пленка или стекло на экран: есть ли разница и что лучше купить

Поцарапали или разбили дисплей смартфона и хотите впредь этого избежать?

CHIP
9 самых злых роботов кинематографа 9 самых злых роботов кинематографа

Роботы в кино — это настоящее воплощение зла

Популярная механика
Преступные сети: как устроено современное браконьерство Преступные сети: как устроено современное браконьерство

Сотрудник береговой охраны о браконьерстве: почему оно выгодно всем

Esquire
Царь-Фараон Царь-Фараон

История наград Жана-Батиста-Луи барона де Кроссара

Дилетант
Развод с Фоменко и любовь ради пиара. Жизненные неурядицы Марии Голубкиной Развод с Фоменко и любовь ради пиара. Жизненные неурядицы Марии Голубкиной

Мария Голубкина была замужем за Фоменко и встречалась с Василием Ливановым

Cosmopolitan
«Почему Илон Маск не чудак»: первое интервью создателя Tesla и SpaceX журналу Forbes «Почему Илон Маск не чудак»: первое интервью создателя Tesla и SpaceX журналу Forbes

Первая статья Forbes об Илоне Маске — в ней он еще далеко не визионер

Forbes
Правила жизни Иосифа Бродского Правила жизни Иосифа Бродского

Поэт, лауреат Нобелевской премии, умер 28 января 1996 года в Нью-Йорке

Esquire
Открыть в приложении