Все чиновники делают это
Росстат опубликовал данные о средних зарплатах госслужащих в 2017 году. Цифры занятные: оказывается, региональные чиновники, которые сетуют на плачевное состояние местных финансов и хроническое «безденежье », получают больше, чем работники всех других организаций и предприятий. При этом система начисления «денежного довольствия» для бюрократов этого уровня закрыта от окружающих и плохо поддается контролю. «Огонек» попытался вникнуть в детали
Знакомство с сюжетом началось с того, что в редакцию пришло письмо — отклик на небольшую заметку в 9-м номере «Огонька», в которой говорилось о том, что в Орловской области указом и.о. губернатора резко (почти вдвое) повышаются надбавки региональным чиновникам, хотя социально-экономическое положение области плачевное: расходы бюджета больше доходов на 8 процентов, средняя зарплата в области — 26,7 тысячи, промышленность упала на 4,3 процента, ввод жилых домов снизился на 24,9 процента, смертность в 1,7 раза превышает рождаемость. Автор письма возмутился: надбавки существовали всегда, и.о. всего лишь пролонгировал существующую практику; в других регионах чиновникам тоже постоянно повышают зарплаты, а принципы оплаты труда госслужащих одинаковы во всех регионах (см. «Дословно»)…
«Огонек» проверил эту информацию: действительно, чиновникам довольствие повышают везде и постоянно. В 2016 году, когда в стране падало все, что могло упасть, зарплаты госслужащих увеличились на 11,5 процента. В прошлом рост значительно скромнее (1,8), но все равно был. И в нынешнем, 2018 году будет — еще на 4 процента (данные из государственного бюджета РФ). И если сравнить цифры роста зарплат чиновников с реальными располагаемыми доходами населения, заметна обратная корреляция: с 2014 по 2017 год эти доходы, по данным Росстата, снизились на 11,2 процента (в мае 2017-го Минфин собирался было сокращать зарплаты госслужащих, но уже к осени передумал). Оставалось гадать, является эта корреляция простым совпадением или закономерностью, к которой можно приложить правило Михаила Васильевича Ломоносова: «Ежели в одном месте убудет, в другом непременно прибудет».
Источник роста
К концу марта подоспела свежая публикация Росстата о зарплатах региональных чиновников в 2017 году. Из нее следовало: в подавляющем большинстве субъектов федерации средние зарплаты государственных служащих региональных органов исполнительной власти не просто высокие, а самые высокие на территории субъекта. А средний показатель по этой категории в стране — 58,8 тысячи рублей.
Само собой, разброс велик (от 184,5 тысячи в Ямало-Ненецком АО до 25,6 тысячи рублей в Ингушетии). Но всюду суммы больше, чем зарплаты по всем другим предприятиям и организациям (в том числе больше, чем у коллег — чиновников из «территориальных подразделений федеральных органов» — МЧС, ФНС и т.д., у которых 42,3 тысячи рублей в среднем по России). Как так получается, если уже давно звучит как мантра: у регионов денег нет? И каким образом формируется для чиновников на местах поступательно и неизменно растущий даже при тотальных неурядицах зарплатный пакет?
Достоверно известно, что регионалам зарплаты выдают из региональных бюджетов. А вот дальше — «сумерки»: даже понять, во что обходится гражданам содержание региональных и муниципальных властей (то есть зарплата госслужащих и обеспечение их деятельности, называемые вместе «общегосударственными вопросами), невозможно. Можно лишь вычислить средние зарплаты чиновников, что и делает Росстат.
Дорогие вы наши
Посмотрим, как формируется зарплата региональных чиновников. Она состоит из двух частей — должностной оклад плюс много-много надбавок и премий. Их устанавливают региональные заксобрания, но перечень практически одинаков во всех регионах. Основные оклады небольшие — от 3 тысяч до 8 тысяч рублей, в зависимости от должности. Дальше — ежемесячные надбавки. За классный чин — три оклада. За особые условия гражданской службы — 14 окладов. За работу со сведениями, содержащими гостайну,— полтора оклада. Премии за выполнение особо важных заданий — два оклада. Дальше читайте внимательно типовой, судя по всему, документ (цитируем по тексту закона «О денежном содержании государственных гражданских служащих Владимирской области, денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих государственные должности Владимирской области»): «Ежемесячное денежное поощрение — в размере 30 должностных окладов». Да, еще надо прибавить единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи — в размере трех окладов.
Вопросы по поводу «веса в окладах» каждой позиции можно не задавать — ответов нет. Ну, к примеру, по поводу «надбавки за особые условия гражданской службы» один ответственный товарищ пытался объяснять «Огоньку», что в Арктике очень холодно, поэтому чиновникам надо доплачивать. Когда же ему было сказано, что речь идет о Центральной России, он замолчал и повесил трубку.
В целом же получается следующее: если региональный госслужащий на самой низкой должности специалиста 2-й категории сидит на окладе 3 тысячи рублей, то при добросовестной (с точки зрения его начальника) работе его ежемесячный доход может переваливать за… 150 тысяч рублей. Разумеется, не у каждого и не повсеместно, но формально система позволяет!
Для чиновников высокого уровня существует особый механизм «зарплатообразования», в котором тарифная сетка, построенная на исчислении окладов от нижней должности, не действует: размер оклада считают сверху.
Кто на самом верху? Губернатор и председатель законодательного собрания области. Их оклады приравниваются к окладу федерального министра. Это 58 тысяч рублей (премии и надбавки тоже министерские). За ними председатель областной счетной палаты (он также получает зарплату из бюджета области), его оклад и надбавки составляют 86,5 процента от губернаторского. Следующий — председатель областной избирательной комиссии — 76 процентов от губернаторского оклада. Потом два первых заместителя губернатора — 86,5 процента. Потом семь простых заместителей, заместители в счетной палате и в избирательной комиссии, депутаты заксобрания… Список очень длинный (в самом низу — уполномоченный по правам ребенка с окладом в 30 процентов от губернаторского, то есть 17,4 тысячи рублей), но главное — со всеми причитающимися (набор «причитающихся» — см. выше перечень надбавок).
Но и это еще не все. Николай Петров, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ, поясняет: «Помимо утверждаемых региональными законами окладов, надбавок и премий чиновников существует еще много других льгот, которые тоже можно посчитать в деньгах. Например, доходы от приватизации чиновниками госсобственности — квартир, земельных участков и т.п. Если начинается публичный скандал, направленный против какого-то госслужащего, тут уже ему вменяют в вину все льготы и привилегии, которыми он пользовался: и роскошный отдых, оплачиваемый бизнесом, и квартиры, и дачи,— все тайное становится явным и работает против чиновника».
Да, едва не забыли: еще одна (и существенная по объему) статья, связанная с содержанием региональных госслужащих высшего ранга,— это их обслуживание. Сюда входят охрана, личные автомобили и водители, загородные резиденции, а в них прислуга, дворники, повара и т.д. Как правило, все это проводится через госзакупки региональных администраций.
Справедливости ради надо отметить, что в декабре 2016 года правительство ввело ограничения на закупки автомобилей: с тех пор на авто стоимостью свыше 2,5 млн рублей может ездить только федеральный министр. А губернатор может? На этот вопрос у экспертов прямого ответа нет. Зато есть косвенный: на сайте госзакупок, например, висит заявка, согласно которой администрация Истринского района Подмосковья закупает сразу три «Toyota Camry Престиж 2.5 АТ» с кожаным салоном по 4 млн рублей каждая (источник информации — gzkp.ru/ okdp/5010000). Чем вам не ответ?
Один из экспертов (кстати, занимающийся переподготовкой региональных госслужащих) прокомментировал это так: «У региональных администраций есть фонды для представительских расходов. А мотивировка трат из этого фонда понятна: представьте, приезжает иностранная делегация, ее надо принять, разместить, накормить, показать, что у нас не хуже, чем в Европе…»
Мотивировка в самом деле понятна. Не очень понятно другое: почему в итоге все эти загородные резиденции с бассейнами и фонтанами, шикарные автопарки и прочее из категории «представительских» плавно переходят в разряд «положенных по должности» привилегий? Хотя и этому есть объяснение: в системе госслужбы считается нормальным, что чиновникам предлагаются условия оплаты труда и жизни такие же, как в бизнесе.
Николай Петров говорит: «Любой чиновник ориентируется на тот уровень доходов и те условия благополучия, который может себе обеспечить бизнес, находящийся в зависимости от администрации. С точки зрения чиновника, глава компании, получающий от него льготы и преференции, не может жить лучше него. И государство такую позицию поддерживает именно зарплатами чиновников. Иначе, мол, всех хороших управленцев сманит бизнес. И чиновник получает сверхвысокие доходы, которые, как правило, скрыты от населения».