«Он жил в эпоху предвкушений»
«Пьеро делла Франческа — монарх живописи» — так называется только что открывшаяся в Эрмитаже выставка Пьеро Делла Франческа. «Огонек» узнал, как тосканский гений XV века нашел дорогу к современному зрителю
Художник, чье творчество искусствоведы ставят в один ряд с Микеланджело и Боттичелли, практически не знаком российскому зрителю — в наших музеях его произведений нет, да и в родной Италии художника оценили по достоинству не так давно. Дело в том, что главные работы мастера находятся в небольших городах, где жил и работал художник, но располагающихся, увы или к счастью, вдалеке от туристических маршрутов.
«Огонек» поговорил с Паолой Рефиче, исследователем творчества Пьеро делла Франческа и президентом фонда Пьеро делла Франческа в родном для художника Борго-Сан-Сеполькро.
— Считается: чтобы по-настоящему понять и оценить Пьеро делла Франческа, нужно ехать в его родные места — Ареццо и Сан-Сеполькро.
— Пьеро много работал и на своей родине, в южной Тоскане, в Ареццо и Сан-Сеполькро (город-крепость в 100 км от Флоренции, где родился художник.— «О»). Кстати, на выставке в Эрмитаже представлены две фрески из СанСеполькро. Это «Святой Юлиан», созданный мастером в 1454–1458 годах для церкви Святой Клары и хранящийся теперь в городском музее, а также фреска «Святой Людовик» 1460 года, снятая со стен Преторианского дворца города, сейчас она тоже находится в постоянной экспозиции нашего городского музея. Помимо них в музее хранятся еще два шедевра художника — «Воскресение Христа (1460) и полиптих «Мадонна милосердия» (1445). А в нескольких километрах от города в специально выстроенном для нее мономузее можно увидеть уникальную, написанную для часовни Santa Maria di Momentana фреску Мadonna del Parto (1455), дословно — «Мадонна родов», на которой изображена Богоматерь, готовящаяся дать миру Христа.