Чем опасен государственный протекционизм в кино

ОгонёкРепортаж

«Кучу фильмов сожгли в топке»

Доля зрителей российского кино в 2018 году увеличилась, при этом общие доходы кинорынка уменьшилась на 6–7 процентов. Председатель совета ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин объяснил «Огоньку», чем опасен государственный протекционизм в кино и почему киносообщество вступилось за мультфильм «Королевский корги»

Беседовал Андрей Архангельский

«Гурвинек: волшебная игра» прославился, но не совсем так, как планировалось. Фото киностудия им. М. Горького

Расчистка экранов ради российских премьер уже стала рутиной. Почему столь резкую реакцию киносообщества вызвала именно история с «Королевским корги»?

— Тут важно, что история возникла всего за неделю до начала проката. Любая киносеть заранее планирует прокат на каникулы или праздники. Взрослым зрителям мы предложим такое кино, детям — такое и так далее. Никто из представителей киносетей не был против того, чтобы поставить «Гурвинека» на ту же дату (7 марта), что и «Королевского корги». Сегодня дети посмотрят «Гурвинека», завтра «Корги», послезавтра — «Как приручить дракона» еще раз. Не проблема. Для кинотеатра комфортная ситуация, когда у зрителя есть выбор. А когда у вас нет вообще никакого выбора, кинотеатры, естественно, «обижаются».

— Понятно, что рынок встревожен. Но поставим вопрос так: есть ли в государственном протекционизме хотя бы какое-то рациональное зерно?

Олег Березин, 
глава Ассоциации
владельцев
кинотеатров

— Ну, с точки зрения продюсера, ради которого расчищают прокат, это вовсе не выглядит абсурдно. Все вполне рационально. Количество киноэкранов в стране — ресурс ограниченный, конкуренция высокая. Если выходу картины предшествует массированная реклама, да еще в этот день в прокате больше новинок нет, это срабатывает. Сработало и с «Движением вверх», и с «Т-34». Если у вас нет выбора, остается только их и смотреть. И вроде бы все добровольно сходили, никто не заставлял… Но тем самым лишили другие фильмы шанса собрать какие-то деньги.

— Кинотеатры могут неплохо заработать на единственном фильме, как показывает пример с «Т-34», но в итоге они все равно несут убытки. Почему?

— Перенос фильмов-конкурентов на другие даты — это звучит безобидно, но на деле заставляет остальные потенциально кассовые фильмы сваливать в одну кучу. В году всего 52 недели, и «кассовых» периодов не так много. Конечно, с одной стороны, кинотеатрам все равно, на чем зарабатывать. Если бы знали, сколько «Т-34» соберет в прокате, никто бы и не переживал. В Петербурге стояли очереди в кинотеатры, все хотели попасть на «Т-34», но, с другой стороны, посмотрите, какой ценой этого добились! Помните, в конце прошлого года часть фильмов, которые могли составить конкуренцию «Т-34», перенесли на середину декабря — «Аквамена», «Гринча»… В итоге достаточно сильные зарубежные фильмы кинотеатрам пришлось свалить в кучу, хотя каждый из них мог собрать хорошую кассу. Но когда они выходят одновременно, то невольно отгрызают друг у друга прибыль. Получилось, что кучу фильмов, как я говорю, «сожгли в топке», а в начале февраля уже показывать было особо нечего.

— Самая крупная российская киносеть контролирует всего 17 процентов рынка. То есть монополии нет ни у кого. Бизнес кинотеатров довольно рискованный, на эмоциях людей, на их ожиданиях. Как я понимаю, мы имеем дело с небольшим, но вполне здоровым и конкурентным рынком.

— Да, действительно, рынок российских кинотеатров — фрагментированный. 32 процента рынка приходится на 10 крупнейших игроков — при наличии всего около тысячи операторов кинотеатров. Для сравнения: в Великобритании на три крупнейших приходится 66 процентов. При этом на нашем рынке корпоративных игроков очень мало, фактически только «Каро». Еще есть некоторое количество кинотеатров, которые принадлежат холдингу «Газпром-медиа». Еще около четверти рынка — муниципальные кинотеатры, иногда их не вполне корректно называют государственными. Все остальные — частные владельцы, предприниматели. У кого-то один кинотеатр, у кого-то — десять. Кинотеатры — классическая частная собственность, их владельцы — средний класс. У них сильно развито предпринимательское начало, они очень активные. К тому же рынок очень ограниченный; на самом деле это всего 5 тысяч экранов по стране, у каждого из них в среднем по восемь сеансов в день. Конечно, борьба идет за каждый экран, за каждый показ. И история с «Корги» важна в том смысле, что она реально объединила рынок против вмешательства Министерства культуры, точнее — против вмешательства посредством Министерства культуры.

«Королевский корги» (на фото — кадр из мультфильма) предпочел еще раз постучаться в закрытую дверь. Фото Belga Productions

— Как обычно распределяется прибыль от проданных кинотеатром билетов?

— 50 процентов от проданного билета, то есть половина суммы, остается у кинотеатра — это его доход. Часть денег остается у дистрибутора (компании-прокатчика.— «О»), часть возвращается рекламным компаниям. Наконец, примерно треть уходит продюсеру фильма. Почему он больше всего заинтересован в количестве экранов и показов? Потому что, грубо говоря, с каждого проданного кинотеатром билета получает 30 процентов. Это его доход, живые деньги. У нас средняя заполняемость кинозалов по стране — 22 зрителя на сеанс. Это совсем «в среднем» — у кого-то значительно больше, у кого-то и значительно меньше. Для кинотеатра, если в большом зале сидят 10 человек — это убыток, они не могут окупить даже затраты на этот сеанс. А для дистрибутора или продюсера 10 человек в зале — это уже доход с проката. Другой вопрос, окупятся ли при таком количестве зрителей затраты на производство фильма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Попали в цвет Попали в цвет

На Майорке отдыхают короли и знаменитости

Лиза
Две зацепки в деле Абызова и воздушный поцелуй: как Басманный суд отправил бывшего министра под арест Две зацепки в деле Абызова и воздушный поцелуй: как Басманный суд отправил бывшего министра под арест

Михаил Абызов ближайшие два месяца проведет под арестом

Forbes
Город мечты Город мечты

Рио-де-Жанейро – город вечного лета и праздника

АвтоМир
«Я научилась жить с биполярным расстройством»: 5 личных историй «Я научилась жить с биполярным расстройством»: 5 личных историй

Истории, которые помогут людям с БАР найти правильные решения

Psychologies
Сильной рукой Сильной рукой

Женщины преуспели в искусстве лепки и отливки не хуже мужчин

Robb Report
4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак) 4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак)

Как расстаться с девушкой в мессенджере

Playboy
Карта местности Карта местности

Что есть, пить и смотреть в Милане

AD
Иммунитет: почему при беременности снижается и как его поддержать? Иммунитет: почему при беременности снижается и как его поддержать?

Почему у беременных женщин снижается иммунитет

9 месяцев
Служба спасения Служба спасения

Найджел Франклин открывает «Татлеру» глаза на тренды ЗОЖа

Tatler
Не Донна Тартт и на Ханья Янагихара: 10 недооцененных современных американских писателей Не Донна Тартт и на Ханья Янагихара: 10 недооцененных современных американских писателей

Живые классики американской литературы, за которыми стоит следить

Esquire
Джордж Мартин, актеры и шоураннеры Джордж Мартин, актеры и шоураннеры

«Это было похоже на убийство своих детей», — говорит Джордж Р. Р. Мартин

Esquire
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

В этих отелях жили наследники Луи Вюиттона и останавливался Сальвадор Дали

GQ
Греческий Vogue перезапускается — с самым молодым главредом Греческий Vogue перезапускается — с самым молодым главредом

Кто она, 29-летняя Талия Карафиллиду?

Vogue
8 мест, где запрещено фотографировать, но люди все равно фоткаются 8 мест, где запрещено фотографировать, но люди все равно фоткаются

Спрячь свой инстаграм подальше от неприятностей

Playboy
Какие подарки ждет от тебя девушка на разные праздники Какие подарки ждет от тебя девушка на разные праздники

Думаешь, подарок на 8 Марта — это то же, что подарок на День рождения?

Maxim
Во всем плеске Во всем плеске

Спа-комплексы знаменитых отелей Европы

GQ
Lyft против Uber: готова ли компания стать первым публичным агрегатором такси Lyft против Uber: готова ли компания стать первым публичным агрегатором такси

Что мы знаем о главном американском конкуренте Uber?

Forbes
Красиво жить не запретишь Красиво жить не запретишь

Декоратор Майлз Редд отстаивает право своих заказчиков на жизнь в роскоши

AD
Ксения Собчак: «Делать чью-то жизнь лучше – мой свободный выбор» Ксения Собчак: «Делать чью-то жизнь лучше – мой свободный выбор»

Александр Цыпкин задал Ксении Собчак провокационные вопросы

Cosmopolitan
Почетные кости Почетные кости

Советская агиткость из коллекции Александра Добровинского

The Rake
Погибшие на гражданке: линкоры типа «Советский союз» Погибшие на гражданке: линкоры типа «Советский союз»

Восемьдесят лет назад в СССР развернулось строительство сверхлинкоров

Популярная механика
Mazda3: Пока держится Mazda3: Пока держится

Второе поколение Mazda3 нас слегка усыпило беспроблемностью

АвтоМир
Борьба с диктатурой алгоритмов Борьба с диктатурой алгоритмов

На этой неделе Европарламенту предстоит судьбоносное голосование

Огонёк
Адам Левин: «Всегда рад еще раз спеть This Love» Адам Левин: «Всегда рад еще раз спеть This Love»

Адам Левин замечательно себя чувствует и полон сил

Cosmopolitan
В России строят первый лайнер с полем для гольфа В России строят первый лайнер с полем для гольфа

Первое российское круизное судно «Пётр Великий» обрело черты интерьера

Популярная механика
Гигабайты прилетят с орбиты Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение

Эксперт
«Холодное сердце»: как снова стать собой, если чувства заморожены «Холодное сердце»: как снова стать собой, если чувства заморожены

Быть собой — казалось бы, чего уж проще. Чувствуй, мечтай, живи

Psychologies
Все опять сходят с ума по Мэрилину Мэнсону Все опять сходят с ума по Мэрилину Мэнсону

Даже Джастин Бибер и Демна Гвасалия в восторге от Мэнсона

GQ
Невинные миллениалы. Почему поколение тридцатилетних предпочитает крепкие напитки вину Невинные миллениалы. Почему поколение тридцатилетних предпочитает крепкие напитки вину

Аналитики предупреждают о предстоящем замедлении винного рынка

Forbes
Волонтерство как вторая работа: зачем оно вам? Волонтерство как вторая работа: зачем оно вам?

В России насчитывается около 7 миллионов волонтеров

Psychologies
Открыть в приложении