«Экология — это оружие»
В этом году экологическая борьба накалилась не только на международной арене. В России стартовал масштабный национальный проект «Экология», было ратифицировано парижское соглашение по климату. А в обществе заговорили о светлых и темных сторонах экоактивизма
Что надо поддерживать, а чего стоит опасаться на «экологической поляне»? Об этом «Огонек» поговорил с Рашидом Исмаиловым, руководителем рабочей группы по экологии и природопользованию экспертного совета при правительстве Российской Федерации, председателем общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество».
— В этом году стартовал масштабный пятилетний нацпроект «Экология». Поставлены глобальные задачи во всех экологических сферах. Возможно ли за пять лет все это осилить, что уже сделано и каковы основные трудности?
— Национальный проект «Экология» подразделяется на 11 федеральных проектов. Он действительно очень масштабный. Это и формирование комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами, и кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, и повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое, сохранение биологического разнообразия. Всего пять основных направлений: «Отходы», «Вода», «Воздух», «Биоразнообразие», «Технологии». Весь нацпроект стоит 4 трлн рублей. Это в большей степени инвестиции. 3 трлн — это инвестиции бизнеса. 1 трлн — это деньги из федерального бюджета, и еще у нас есть консолидированные бюджеты регионов. Нацпроект идет непросто. По многим федеральным проектам есть запаздывание по контрольным точкам. У нас есть конкретные целевые показатели федеральных проектов. Они немного сдвигаются по времени. Это во многом естественный процесс, потому что сейчас идет стартовый этап. Многие проекты у нас уже выведены на строительство конкретных инфраструктурных объектов.
— Какие именно?
— Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», федеральный проект «Чистая вода», федеральный проект по Байкалу, по Волге. Проект «Чистая страна» по ликвидации объектов накопленного экологического вреда. Это все большие строительные проекты. Но строительство мусоросортировочных станций, мусороперерабатывающих станций, очистных сооружений требует очень тщательной подготовки. Просто так деньги сейчас никто не тратит, нужно все очень четко обосновать. Сначала делается проектно-сметная документация. Вот с ней у нас проблемы, во многих регионах по многим федеральным проектам есть отставание в графике по этой подготовке. После этого необходима экологическая экспертиза.
— Кто вкладывает средства в проекты?
— В строительные проекты инвестируют предприниматели и федеральный бюджет софинансирует. Большая задача нацпроекта привлечь больше средств из внебюджетных источников. Например, федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» — это тотальная модернизация всей российской промышленности. Этот проект самый дорогой. Он стоит практически 3 трлн рублей. Это как раз инвестиции крупных промышленных предприятий в свою экологическую модернизацию. И здесь как раз основное окно для привлечения денег со стороны бизнеса.
— Как будет контролироваться этот огромный поток денег и реальное исполнение экологических целей? Где гарантии, что бюджет не будет распилен?
— Сейчас система контроля у нас очень строгая. Контроль порой налажен лучше, чем само исполнение. По нацпроекту мы с коллегами посчитали — существует около 20 субъектов контроля. Это Счетная палата, РАНХиГС, ВШЭ, «Единая Россия», ОНФ, правительство, администрация президента, Общественная палата, и мы, Российское экологическое общество. Мы тоже контролируем и помогаем с экспертизой. Объекты, безусловно, будут построены. Вопрос может касаться только эффективности расходования средств. Насколько оптимальные решения и технологии применены? Можно построить мусороперерабатывающий комплекс по новым технологиям, но он будет очень дорогой, хотя существуют аналоги такого же оборудования гораздо дешевле. Вот как раз, насколько эффективно будут расходоваться средства, будет следить экспертное сообщество. В каждом проекте отдельный пул экспертов. Надзирает с точки зрения экспертной поддержки над всем нацпроектом общественный деловой совет, заместителем председателя которого я являюсь. Что касается реформы обращения с отходами, там основной игрок — «Публично-правовая компания». Российский экологический оператор. Коллеги получили около 100 млрд на поддержку всей системы: строительство заводов, строительство сортировочных станций, поддержку региональных операторов по обращению с отходами.