Ястребиная верность
В США умер сенатор-республиканец Джон Маккейн, имевший репутацию «ястреба» и едва ли не самого большого недруга президента России Владимира Путина. В Америке большинство считает Маккейна выдающимся политиком и патриотом
Сенатор скончался на ранчо в штате Аризона от онкологического заболевания, не дожив четырех дней до своего 82-летия. Он хотел, чтобы его похоронили в Аннаполисе — столице штата Мэриленд, где он когда-то окончил Военно-морскую академию и где прошли самые счастливые годы его жизни. Так и случилось…
Маккейн пошел по стопам своего отца и деда — адмиралов ВМС США, участников Второй мировой войны. Правда, он не слишком усердствовал в учебе и в молодости прослыл плейбоем, который больше интересуется вечеринками и спорткарами, чем морскими лоциями. Это не помешало ему выучиться на летчика палубной авиации и после нескольких лет службы на базе во Флориде попросить о переводе на авианосец «Форрестол», отправлявшийся в зону боевых действий к берегам Вьетнама. Там он участвовал в операции «Раскаты грома» и бомбил гражданские объекты в Ханое, а 26 октября 1967 года его штурмовик «Скайхоук» был сбит над этим городом советской зенитной ракетой С-75.
Американского летчика, сломавшего при катапультировании обе руки и ногу, выловили из озера в центре Ханоя. Его вытащили на берег на бамбуковых палках, и толпа хотела устроить над ним самосуд — прикладом винтовки ему сломали ключицу и пару раз ткнули в бок то ли ножом, то ли штыком. Считается, что его спас от расправы местный крестьянин Май Ван Он, отогнавший нападавших.
Мне довелось побывать на этом месте во время недавней поездки в Ханой. Наш вьетнамский провожатый сказал лишь: «Вот здесь был сбит американский летчик...» Какой — объяснять было не обязательно. В конце концов, это написано на памятном знаке, установленном на берегу: «26.10.1967 на озере Чукбать военнослужащие и жители Ханоя захватили лейтенанта ВМС США Джона Сидни Маккейна, пилота самолета А4 В1, сбитого над электростанцией Йенфу. Это был один из десяти сбитых в тот день самолетов».
На каменной стеле, напоминающей по форме обломок крыла, рядом с надписью вырезана фигура летчика — он стоит на коленях с опущенной головой и поднятыми руками. Едва ли это могло понравиться Маккейну, который начиная с середины 1990-х приезжал в Ханой несколько раз и, по свидетельствам очевидцев, довольно прохладно общался там с крестьянином, вытащившим его из воды. Совсем нерадостной была для него и экскурсия в тюрьму Хоало, прозванную американцами в годы войны «Ханой-Хилтон». Сейчас там создан музей, где можно увидеть комбинезон, шлем и парашют Маккейна.
Будущий сенатор провел в ханойском «Хилтоне» пять с половиной лет и потом писал в своих мемуарах, что его там били и жестоко пытали. Вьетнамцы же говорят, что к нему относились даже лучше, чем к другим военнопленным, поскольку сразу стало известно, что он сын адмирала. В 1968-м его отец был назначен командующим всей группировкой войск США во Вьетнаме, и стремление Ханоя использовать пленного Маккейна в пропагандистских целях лишь усилилось. Маккейн — надо отдать ему должное — вел себя мужественно в тюрьме, заявляя, что отправится домой только при условии освобождения других американцев, а в ответ на требование раскрыть состав своей эскадрильи передал список игроков футбольной команды «Грин-Бэй Пэкерс».
Что касается его так называемого раскаяния, текст которого был составлен вьетнамцами, то, судя по всему, Маккейн действительно подписал его после четырех дней непрерывных издевательств. По его собственным словам, он почувствовал тогда, что «достиг своего предела». «Я был на грани самоубийства. Я понял, что больше не вынесу»,— писал он в своих мемуарах. Бывший плейбой потерял во вьетнамской тюрьме 23 кг и стал абсолютно седым. Его освободили в январе 1973 года, когда США уже начали вывод своих войск из Вьетнама.
Из плена — в политику
На родине Маккейн быстро стал национальным героем. Фотография, где он, опираясь на костыли, пожимает руку президенту Ричарду Никсону на встрече в Белом доме, облетела страницы газет. Путь в большую политику был открыт, но Маккейн окунулся в нее не сразу: до 1981 года он служил на военной базе во Флориде и вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.