«Очень круто, когда нет человека»
Кто в России создает виртуальных инфлюенсеров
Валерию Шарипову тридцать два года, он с Урала, и у него два образования — историческое и маркетинговое. Но последний год с небольшим он занят другим: Шарипов создает виртуальных людей.
Он называет их «виртуалами».
Они могут быть инфлюенсерами, персонажами компьютерной игры, моделями и бренд-амбассадорами. Компания Шарипова Malivar придумывает виртуала, описывает его легенду, создает образ с помощью компьютерной графики, одевает в виртуальную одежду и отправляет в виртуальную жизнь — в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
Для Шарипова это не хобби. Он уверен: на виртуальных людях можно заработать реальные деньги. Дело за малым — убедить компании, что им нужны и выгодны виртуальные люди.
Первому виртуалу приготовиться
— Очень круто, когда нет человека, — говорит Валерий Шарипов. — Поэтому, например, Uber и хочет избавиться от водителей: люди — самое дорогое в таком бизнесе.
Во время учебы в Екатеринбурге он издавал журнал об уличной культуре «Skrepka. Не формат». Перебравшись в Москву, сменил несколько мест работы, пока не устроился трейд-маркетологом в Yota Devices, где и дорос до позиции директора по маркетингу.
Там он работал с главой компании Владиславом Мартыновым и учился у него харизматичному предпринимательству. «Он надрачивал всех на софт-скиллы, презентации и нестандартные решения», — вспоминает Шарипов. (В апреле 2019 года Yota Devices признали банкротом, Шарипов ушел из компании в 2018 году. — Inc.).
Весной 2018 года Шарипов посмотрел фильм «Первому игроку приготовиться», увлекся идеей создания собственных миров и начал изучать технологии виртуальной реальности. Тогда же он устроился в студию Riplemark, создающую приложения для подростков. Для их продвижения Шарипов закупал рекламу у блогеров, и ему не нравился человеческий фактор в этом бизнесе.
— Чем младше селебы, тем сложнее: техническое задание не выполняют, пропадают, аккаунты перенасыщены рекламой, цены завышены и нелогичны. Хотя среди подростков тоже есть надежные блогеры, но их меньшинство, — объясняет Шарипов.
Во время рабочей поездки в Калифорнию он узнал о Brud — стартапе из Лос-Анджелеса, создавшем самого популярного диджитал-инфлюенсера в мире — Miquela. Сегодня на ее аккаунт в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подписаны 1,6 млн человек. В апреле 2018 года Brud привлекла инвестиции от венчурного фонда Sequoia Capital в размере $6 млн.
Шарипов вернулся в Россию вдохновленный. Он проанализировал свой опыт работы с блогерами, брендами и агентствами и понял: живые люди затратнее виртуальных, и на этом можно заработать. Шарипов решил основать компанию, которая будет создавать и продюсировать виртуальных персонажей.
Виртуальная команда
Шарипов начал искать CGI-дизайнера и наткнулся в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на аккаунт Sozydai. Его автор — 23-летний 3D-художник и дизайнер Артур Минасян. Шарипова впечатлил уровень работ Минасяна, и он написал ему: «Давай создавать виртуальных инфлюенсеров». Минасян согласился и стал сооснователем Malivar. В компании он отвечает за всю компьютерную графику (CGI).
Что означает название Malivar
Malivar — это никнейм Шарипова со времен университета. Он играл под ним в компьютерные игры. Слово ничего не означает — Шарипову просто нравится сочетание букв и их звучание.
Помимо Шарипова и Минасяна в команде Malivar еще два сооснователя с долями — креативный продюсер Светлана Белоусова и арт-директор Антон Рындя. Шарипов знал их по работе в Riplemark. Белоусова отвечает в компании за креатив и сторителлинг, а Рындя — за дизайн. Шарипов занимается маркетингом, фандрайзингом и общим управлением.
Шарипов отказался раскрыть соотношение долей в компании. Согласно данным ЕГРЮЛ, он является единственным учредителем ООО «Маливар».
Вне штата на компанию работают 3D-художники, дизайнеры CGI-одежды и создатели AR-эффектов. Среди них — дизайнер из Нур-Султана, которая «одевает» персонажей, создавая для них уникальную цифровую одежду.
Вся работа происходит удаленно: участники команды живут в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону и общаются через Telegram. Шарипов загадывает, что в будущем офис компании понадобится, как минимум, для того чтобы хранить там «железо» — компьютерное оборудование с видеокартами и десктопами.
Что можно сделать с виртуалами
С сентября 2018 года компания создала трех персонажей, двух из которых нельзя назвать популярными: у Dima Rovno — двадцатилетнего парня из России — около 500 подписчиков, у Eva Glada — 100.
У каждого виртуального персонажа есть своя легенда и обоснование, почему он виртуальный. Например, по легенде Dima Rovno погиб, когда его сбила машина, но друзья решили увековечить его жизнь и создали виртуального друга, которому навсегда двадцать один.