Америку захлестнула волна протестов после убийства Джорджа Флойда

EsquireМода

Обувь протеста: как кроссовки стали важной частью акций против расизма в США (и целью мародеров)

На фото: кроссовки протестующего в Миннеаполисе, США

В конце мая 2020 года сначала Миннеаполис, а потом и всю Америку захлестнула волна протестов после убийства полицейскими при жестком задержании 46-летнего темнокожего Джорджа Флойда, которого подозревали в подделке чека на $20. Довольно быстро мирные шествия переросли в череду поджогов, хищений и избиений. В продолжавшихся несколько недель волнениях заметную роль невольно сыграли спортивные бренды и их вещи. О том, какой именно была эта роль, по просьбе Esquire рассказывает команда паблика об уличной культуре Please.

Для начала стоит оговориться, что в западной — и прежде всего американской — действительности кроссовки играют более серьезную роль, чем любая другая обувь. Это элемент культурного кода, объект — носитель целого сонма ассоциаций и коннотаций. Начиная с 1980-х, когда популярность спортивных брендов набрала обороты и у производителей появились бюджеты на отличных рекламщиков, с финансовым благополучием связывали уже не только оксфорды и лоферы. Спутниками медийного образа тех, кто носил шикарные, только что извлеченные из коробки кроссовки, тоже были успех, слава и богатство (вот тут можно проследить, как кроссовки стали частью имиджа суперпопулярной группы Spice Girls).

Кроме того, за последние десятилетия выросло не одно поколение профессионалов, с детства мечтавших попасть в сферу ретейла, дизайна и производства кроссовок. Среди них — дизайнеры Салехи Бембури (главный дизайнер обуви в Versace) и Джефф Стейпл (основатель Staple Design), основатель Sneaker News Ю-Мин Ву, вице-президент adidas по продвижению продукции через лидеров мнений Джон Уэкслер — таких людей сотни и тысячи, а они, в свою очередь, влияют на умы миллионов. Мало удивительного, что неформальной обуви в этом обществе уделяют повышенное внимание.

Демонстранты разожгли огонь на протесте в память об убитом Джордже Флойде, Миннеаполис, США
Демонстранты разожгли огонь на протесте в память об убитом Джордже Флойде, Миннеаполис, США. Lucas Jackson/Reuters 

Собственные сникер-традиции формировались и у отдельных этнокультурных групп: на излете XX века кроссовки могли сигнализировать о принадлежности к определенным бандам. Один из самых узнаваемых примеров — Nike Cortez, которые были «присвоены» печально знаменитой ОПГ MS-13 в качестве опознавательного знака. Летом 2017 года ее члены избили до смерти двух человек не из банды за то, что на тех были эти кроссовки. «Синяя» (по опознавательному цвету) половина тандема заклятых врагов — американских шаек Crips и Bloods — предпочитала adidas Superstar, расшифровывая нейминг немецкого бренда как All Day I Disrespect All Slobs. Последнее слово означало членов Bloods на местном жаргоне, а вся фраза примерно переводится как «целыми днями выражаю неуважение «красным».

В истории были прецеденты, когда кроссовки сами по себе становились причиной народных волнений. Любой, кто хоть немного погружен в контекст, знает про «Великие кроссовочные бунты» 2005 года. Пожалуй, это самый ранний инцидент, связанный со спортивной обувью, — тогда разборки в очереди за редкой моделью кроссовок Staple Design x Nike Dunk Low Pro SB «Pigeon» переросли в драки и нью-йоркской полиции пришлось вызвать подкрепление спецназа, чтобы утихомирить толпу. Администраторы магазина выпускали подростков, купивших пару, через черный ход, чтобы их не ограбили на выходе. Также волнения произошли из-за старта продаж модели Nike Foamposite «Galaxy» — во Флориде начались волнения перед одним из торговых центров, стражам порядка пришлось воспользоваться перцовыми баллончиками. Похожая история случилась двумя годами позднее в Нью-Йорке перед выпуском в продажу Supreme x Nike Foamposite, но до применения дубинок и перцовок уже не дошло.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Эжен и ребята Эжен и ребята

Дом в пригороде Парижа, где живет семья с тремя детьми

Seasons of life
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз

Вертикальные фермы — спасение для регионов, которые плохо подходят для пшеницы

N+1
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Кушать подано! Кушать подано!

Знакомимся с меню русской классической драматургии

Культура.РФ
Кто медленно ходит — медленно думает Кто медленно ходит — медленно думает

Между темпом ходьбы и тем, как мозг обрабатывает информацию есть взаимосвязь

Psychologies
Что такое эндорфины и как вырабатывать «гормоны счастья» Что такое эндорфины и как вырабатывать «гормоны счастья»

Как поднять уровень эндорфинов и чувствовать себя счастливым?

Cosmopolitan
Умные вещи века Умные вещи века

10 переизобретений, без которых ты раньше отлично жил, но теперь – не сможешь

Maxim
Гороскоп советского кино: какая ты героиня по знаку зодиака? Гороскоп советского кино: какая ты героиня по знаку зодиака?

Хочешь узнать, на какую именно героиню ты похожа? Читай наш гороскоп!

Cosmopolitan
Вместо планера и крестика на руке. Что делать, если все забываешь? Вместо планера и крестика на руке. Что делать, если все забываешь?

Как помнить все необходимое?

Psychologies
Риз Уизерспун. Блондинка вне закона Риз Уизерспун. Блондинка вне закона

Возможно, в сутках Риз Уизерспун не менее тридцати шести часов

Караван историй
«Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми «Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми

Как работать с творческими людьми и почему нужно изучать то, что не нравится

Forbes
«Платье мести» принцессы Дианы и смокинг Хоакина Феникса: как донести скрытые послания с помощью одежды «Платье мести» принцессы Дианы и смокинг Хоакина Феникса: как донести скрытые послания с помощью одежды

Мы точно знаем, что одежда — это текст

Forbes
Монофелиты: сколько у Христа воль Монофелиты: сколько у Христа воль

Что такое монофелитство?

Weekend
Ирина Лылова: «В ресторанах редко встретишь классного шеф-кондитера» Ирина Лылова: «В ресторанах редко встретишь классного шеф-кондитера»

Ирина Лылова о своем отношении к профессии кондитера

Bones
У ваших ног У ваших ног

Советы по уходу за ногами от лучших подологов и подиатров

Glamour
10 фраз на латыни: как их использовать, чтобы прослыть Горацием 10 фраз на латыни: как их использовать, чтобы прослыть Горацием

Главное, чтобы латинские фразы были in situ, и не ad nauseam

Maxim
Самые неадекватные проявления любви к президентам на постсоветском пространстве Самые неадекватные проявления любви к президентам на постсоветском пространстве

Конкурс песни и лести для власти объявляется открытым!

Maxim
Ничего нового: почему мужчины в России начинают все активнее покупать винтажную одежду Ничего нового: почему мужчины в России начинают все активнее покупать винтажную одежду

Как развивается тренд на мужской винтаж — и что с ним происходит в России

Esquire
Рассказ служанки Рассказ служанки

Новые правила общения с водителем и горничной

Tatler
«Язык и семиотика тела» «Язык и семиотика тела»

Отрывок из монографии о телесности «Язык и семиотика тела»

N+1
Зависимость и навязчивое поведение: как распознать тревожные признаки Зависимость и навязчивое поведение: как распознать тревожные признаки

Истинная причина навязчивого поведения — страх

Psychologies
Почему Голливуд так любит ремейки? Почему Голливуд так любит ремейки?

Ваша ностальгия уже давно стала валютой

GQ
Из клана Вашингтонов Из клана Вашингтонов

Все об актере Джоне Дэвиде Вашингтоне

Glamour
Алкоголь и загрязнение воздуха включили в список модифицируемых факторов риска развития деменции Алкоголь и загрязнение воздуха включили в список модифицируемых факторов риска развития деменции

Число факторов риска развития деменции выросло до 12

N+1
«Я люблю Нью-Йорк»: как жил и работал дизайнер Милтон Глейзер, который придумал легендарный логотип I Love New York «Я люблю Нью-Йорк»: как жил и работал дизайнер Милтон Глейзер, который придумал легендарный логотип I Love New York

Ключевые факты в биографии культового дизайнера Милтона Глейзера

Esquire
Место на карте: Байкал Место на карте: Байкал

Знакомимся с историей легендарных природных памятников России

Культура.РФ
Туристы из будущего: 7 маршрутов для неукротимых оптимистов Туристы из будущего: 7 маршрутов для неукротимых оптимистов

Мечтаем об увлекательных маршрутах и манящих локациях

Playboy
Когда «плохие слова» хороши для психики Когда «плохие слова» хороши для психики

Ругаться — это плохо или хорошо?

Psychologies
Открыть в приложении