Нобель Арустамян: «Мы можем потерять футбол, к которому привыкли»
Главный инсайдер российского футбола и комментатор «Матч ТВ» рассказал нам об ужине с Марадоной, о любви к Италии и будущем мирового футбола после карантина.
Давайте начнем со знакомства с аудиторией. Комментатор, эксперт, журналист, инсайдер, блогер. В целом, любым из этих слов вас можно охарактеризовать. А кем себя в первую очередь считаете вы?
Я сам иногда задаю себе этот вопрос. За последние годы я пребываю в разных ипостасях. Я работаю в футболе, в его медиасопровождении. Львиная доля моей работы – это комментирование. Я комментирую на «Матч ТВ» и получаю гигантское удовольствие от работы на чемпионатах России, Италии, на Лиге чемпионов. Но вместе с этим я понимаю, что в современном мире быть кем-то одним невозможно. Сейчас тяжело отделить журналиста пишущего от говорящего. Поэтому каким-то одним словом себя охарактеризовать не могу. Я вообще начинал карьеру на радио и вместе с этим стал одним из первых в России публиковать новости, которые я «добываю», в твиттере. Оттуда и пошел этот образ «инсайдера», с которым меня часто ассоциируют.
Что значит быть инсайдером в современном футболе?
У меня есть четкое убеждение, что инсайдерство само по себе это не какое-то новое веяние, это просто тенденция времени. Раньше журналист приходил в редакцию, добывал информацию и издавал ее в формате новости. На следующий день газета это публиковала. Но сейчас у журналистов появились твиттер-аккаунты, телеграм-каналы, поэтому нам стало проще публиковать эту информацию у себя, ведь так быстрее. Я наблюдаю за своими западными коллегами и немало общаюсь с итальянцем Джанлукой Ди Марцио, которого считают самым известным инсайдером во всем мировом футболе. Ему действительно доверяют, он обладает большим количеством контактов. Я тоже стараюсь к этому стремиться и у меня также есть немало футбольных контактов как в России, так и в Европе. Главное – научиться брать на себя ответственность за публикуемую информацию перед аудиторией.
Как вообще вы из рядового журналиста погрузились в «высший свет» российского и даже мирового футбола? Для этого потребовались какие-то особенные личные качества или просто так сложились обстоятельства?
Мне бы, конечно, хотелось похвалиться и сказать, что все дело в личных качествах, но я не думаю, что это на самом деле так (смеется). Это все вполне доступно и такое «погружение» в профессию может случиться с каждым. Но все же если начать копаться, то можно что-то найти в себе. Когда я был на радио, то всегда приходил на работу пораньше и уходил с нее позже. Также тут очень важна коммуникабельность: я полностью вычеркнул из своего лексикона слово «нет» и старался браться за любую работу, заводил знакомства, не пропускал ни одного матча и пресс-конференции. Если хотелось чего-то добиться, то я обязательно предпринимал попытку. Это не всегда получалось, но попробовать стоило.
Может показаться, что в мире просто не осталось топ-футболистов, фото с которыми нет в вашем инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)? Вас можно назвать коллекционером таких фотографий?
Я бы не назвал себя коллекционером. Просто я безумно люблю футбол и испытываю радость, когда встречаю своих кумиров детства и юности, имею возможность с ними пообщаться. Вряд ли я коллекционер, но мне приятно, что есть о чем вспомнить. Как раз накануне сидел в самоизоляции и думал, как бы скоротать время. Решил просмотреть эти фотографии и, даже не добравшись до половины, уже испытал много эмоций. Думал: «А, вот это было в таком-то году, при таких-то обстоятельствах!» Ведь каждая фотография несет за собой какую-то историю знакомства и общения.
И все же условно назовем это коллекцией. Кого из мировых звезд в ней не хватает, с кем хотелось бы повстречаться?
Конечно, есть целый ряд людей, у которых мне есть что спросить и о чем пообщаться. Мне бы было дико интересно поговорить, например, с Мино Райолой. Наравне с Жорже Мендешем это два самых известных и влиятельных футбольных агента в мире. С одним уже удалось повстречаться, с другим пока нет. Из тренеров – Пеп Гвардиола, Марчелло Липпи, Зинедин Зидан. Зидан вообще был одним из моих любимых футболистов в юности и очень интересно, как же он трансформировался в тренера. Прежде всего мне хочется побеседовать с людьми, которых я уважаю и которые в моем понимании олицетворяют какие-то правильные футбольные и человеческие качества.
Вы говорите, что для вас очень важна история и обстоятельства встречи. Месси, Роналду, Марадона, Хави, Дель Пьеро. Это только небольшой список футбольных легенд, с которыми вам посчастливилось встретиться и пообщаться. С кем вот эта «история» запомнилась больше всего?
На самом деле, практически с каждым. Но все же выделю Месси. С ним история была такая: наша первая встреча случилась на матче Лиги чемпионов «Барселона» – «Спартак». Я каким-то образом после игры оказался в туннеле в раздевалку. Я сам, если честно, до сих пор не понимаю, как это произошло, ведь вход туда был запрещен. Но там я увидел, как Месси идет с футболистом «Спартака» Николасом Парехой. Они оба аргентинцы, общались о чем-то своем. И я, конечно, понял, что упустить такой шанс нельзя. Поприветствовал Месси, поздравил его с победой и попросил Пареху нас сфотографировать, он не отказал. Второй раз я был, так скажем, соучастником истории, когда Месси подписывал контракт на рекламную кампанию с «Альфа-Банком» к чемпионату мира в России. Тогда мне удалось посетить личный офис Лионеля, пообщаться с его братом и побывать на съемках.
Встреча с Месси тогда вообще меня шокировала своей простотой.
Это было в спальном районе Барселоны, он приехал туда на достаточно скромной Audi A3 без каких-либо тонированных стекол. Скрывался только под капюшоном. Потом мы пообщались, Месси абсолютно спокойно отреагировал на все, пожал всем руки и очень приветливо поговорил с нами. Это удивило, ведь имея такой статус, он мог бы быть намного круче с точки зрения пиара.
Как Криштиану Роналду?
Да, в этом их главное отличие. С Криштиану я встретился в прошлом году на жеребьевке Лиги чемпионов в Монте-Карло. Там ежегодно проводится эта церемония в Grimaldiforum. Была красная ковровая дорожка, стоял кубок, по обе стороны были болельщики и пафосно шел дождь. Я с большим трудом получил приглашение на мероприятие, иду по этой дорожке, и тут начинаются какие-то крики и стоны. Я оборачиваюсь, вижу два приехавших минивэна, из которых начинают вылезать охранники, и за ними выходит Криштиану. Крики в тот момент наверное переросли в вопли на все княжество. Так получилось, что он шел примерно в двадцати шагах за мной и я, конечно, замедлил шаг. Я обратился к нему и в этот момент почувствовал ауру звезды мирового масштаба. Он даже лишний раз не улыбнется тебе. Мы, конечно, обменялись с ним парой фраз: я сказал, что болею за «Ювентус», пожелал удачи в сезоне, он согласился сфотографироваться, что-то мне ответил, но все равно произвел впечатление человека совершенно иного статуса. Правда когда он зашел в здание и увидел своего бывшего одноклубника Патриса Эвра, то тут же расплылся в улыбке и стал с ним общаться.