Непростой климат. Регионы, которых боятся инвесторы
Несмотря на все усилия властей по выравниванию инвестиционного климата в России, инвесторы так же, как и пять лет назад, приходят в одни регионы и избегают других. Более того, список «любимых» и «нелюбимых» регионов за это время практически не изменился
В России на протяжении пяти лет реализуется масштабный проект по выравниванию качества инвестиционного климата в регионах. Но разрыв между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами по уровню инвестиционной привлекательности не сокращается.
Вопросами создания благоприятных условий для инвесторов российские власти озаботились давно. Улучшение инвестиционного климата было одним из ключевых направлений «Стратегии-2010», разработанной командой Германа Грефа в начале первого президентского срока Владимира Путина. Однако в этой стратегии, как и во многих других программных документах того времени, фокус был сделан на институциональных изменениях национального уровня, а реформы регионального уровня никак не регламентировались.
Однако к началу 2010-х годов стало понятно, что многие проблемы инвестиционного климата сконцентрированы именно в регионах. Колоссальные различия в условиях ведения бизнеса между федеральными субъектами показал субнациональный рейтинг «Ведение бизнеса в России-2012», составленный экспертами Всемирного банка. Оказалось, что сроки получения разрешений на строительство варьируются от 150 дней в Сургуте до 448 дней в Твери.
Разные регионы, одинаковые условия
Для устранения столь масштабных региональных диспропорций федеральным центром был разработан «Региональный инвестиционный стандарт». Этот документ представлял собой набор из 15 лучших практик привлечения инвесторов, которые использовались наиболее успешными регионами и предлагались на вооружение отстающим субъектам федерации. «Региональный инвестиционный стандарт», ставший с 2013 года обязательным для всех регионов страны, предполагал внедрение системы «одного окна» для инвесторов, создание специализированной организации по привлечению инвестиций и развитие инвестиционной инфраструктуры.
Сама идея тиражирования лучших практик инвестиционного климата не была новой — аналогичными проектами в развивающихся странах на протяжении последних двух десятилетий занимался Всемирный банк. Однако «Региональный инвестиционный стандарт» получил небывалую для подобных пакетов реформ политическую поддержку: проект внедрялся под личным патронажем президента, а перечисление регионов, добившихся наибольших успехов во внедрении cтандарта, стало обязательной частью выступления Путина на Петербургском международном экономическом форуме.