Потеснила ли новая индустрия подкастов радио

ForbesРепортаж

«Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио

Радиостанция «Серебряный дождь» может прекратить свое существование: она оказалась на грани разорения и сейчас запустила сбор пожертвований, чтобы продолжить работу. Forbes Life выяснил, потеснила ли новая индустрия подкастов радио и поговорил с представителями традиционного и нового форматов вещания

Степан Бальмонд

Фото Veejay Villafranca / Bloomberg via Getty Images

Аудитория новомодных подкастов в России стремительно растет: по прогнозам экспертов, уже к концу 2024-го года число слушателей такого типа аудиоконтента составит более 27 миллионов человек. Для сравнения, ежемесячная аудитория радиостанций в России в 2019-м году, по данным экспертов Mediascope, составила 107 миллионов человек. В то время как число слушателей радио хотя и велико, но практически не меняется, у подкастинга ситуация иная: он продолжает набирать популярность, так как предлагает совершенно иной формат потребления информации, который многие находят более удобным и функциональным.

Forbes Life пообщался с представителями индустрии радио и подкастинга, чтобы узнать из первых рук о будущем двух конкурентов.

Лика Кремер, CEO студии подкастов «Либо/Либо»:

В ежедневной работе я не чувствую конкуренции подкастов и радио. Аудитория традиционного радио в России все еще гораздо больше аудитории подкастов. Радио слушают больше ста миллионов человек, а подкасты — около пяти миллионов. Радио чаще транслирует музыку и новости. Подкасты осваивают разговорный жанр и нарратив. Работа в прямом эфире и работа по созданию консервов с вечнозеленым контентом, который потребляют on-demand — это все-таки работа в совсем разных жанрах. Поэтому мы не совсем конкуренты в прямом смысле этого слова.

При этом я уверена: тем, кто работает на радио необходимо осваивать подкасты — и как жанр, и как способ распространения контента, который они производят. Потому что так же как мы забыли, что такое «программа телепередач», перестали включать телевизор и перешли на on-demand потребление видео (мы скачиваем сериалы и смотрим их когда хотим, мы ищем на YouTube то, что хотим посмотреть, а не то, что поставила программная дирекция), так и в аудио с нами происходит та же революция. Просто чуть медленнее, потому что рынок поменьше.

Стриминговые сервисы уже стали основным способом включить любимую музыку. Мы сами выбираем, кого и когда хотим слушать. И подкасты становятся важной частью этой нашей звуковой экосистемы. Мы привыкаем жить в наушниках и сами создаем себе пространство из музыки, звуков, голосов и историй, с которыми хотим жить. И традиционному радио предстоит вписаться в эту новую реальность. Научиться не просто заполнять эфир, но и производить продукты, которые будут жить долго.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

Мне представляется, что радио и подкастинг — это два разных пласта. У радиостанций так или иначе есть собственный «склад» подкастов. Это сам сайт радио, на котором выкладываются записи эфирных программ, где все навалено и наброшено. Наша задача сейчас — расставить их правильно, протереть тряпочкой, чтобы блестело и было заметно, а слушатель мог без труда найти то, что ему нужно.

Отдельно производство подкастов требует дополнительных усилий, так как это поле сейчас полно конкуренции, возникшей за счет разного рода неумех и графоманов. Отдельный рынок подкастов на данный момент практически не сформирован. По этой причине, на мой взгляд, подкастинг нельзя считать полноценным конкурентом профессионального радио и индустрии в целом. Особенно учитывая тот факт, что радио так же давно присутствует в интернете.

Диана Смирнова, продюсер Storytel

Думаю, что мы сравниваем сладкое и зеленое. Подкаст — это вид контента, в то время как радиовещание — способ доведения контента до пользователя или слушателя.

Истоки подкаста, безусловно, стоит искать в радиоэфирах. Искусство диалога, умение удержать интерес, подбор тем и гостей — это те навыки, которые мы черпали из знаковых программ на радио. Низкий поклон «Серебряному дождю» за то, что вкус к хорошему контенту был привит целому поколению, которое сегодня является реактором абсолютно самостоятельно жанра — подкастов.

Понятно, что выход радиопередачи за рамки эфира — вопрос времени и темпов формирования запросов потребителя. Появление открытых площадок размещения (прежде всего YouTube; далее iTunes, Яндекс и многих многих других), формирование культуры потребления лицензионного контента через предоставление удобного сервиса стало катализатором развития рынка подкастов.

Остается ли диалог радийного эфира таким же ярким и актуальным, как раньше? Позволю себе сказать: все-таки, уже нет. Происходит естественная миграция креативных ресурсов на площадки, предоставляющие широкие новые возможности как для творчества, так и для поиска своего слушателя. А что такое возможность сегодня? Это свобода действия, творчества, инициации. Я хочу — я делаю! Радио — это всегда свой формат, свой слушатель, мнение радийных хедлайнеров — сплошные ограничения. По сути, это закрытая площадка с высоким уровнем энтропии.

Екатерина Родионова, продюсер радиостанции «Business FM»:

Мне близко определение Энди Бауэрса, создателя известных в Штатах подкастов Panoply (теперь — Megaphone) и Slate, — подкастинг и радиовещание, как минимум, не самые дальние родственники, что-то вроде двоюродных братьев. Взаимоотношения у них, как это иногда бывает в семьях, не самые простые, тем более что делят они, очевидно, примерно одну и ту же аудиосреду.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки «Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки

Как за несколько лет собрать такую коллекцию, чтобы за ней охотилась Третьяковка

Forbes
Финская и русская любовь Вилле Хаапасало Финская и русская любовь Вилле Хаапасало

Кому может не понравится брутальный, но в то же время милый финский парень?

Cosmopolitan
Синяя или зеленая: Зои Салдана и ее невероятные перевоплощения на экране Синяя или зеленая: Зои Салдана и ее невероятные перевоплощения на экране

Зои Салдана — талантливая актриса, которая еще не достигла карьерного пика

Cosmopolitan
Другая сторона моих недостатков Другая сторона моих недостатков

Мы стесняемся того, что считаем своими изъянами, и стараемся их исправить

Psychologies
Дисбаланс Дисбаланс

Обзор родстера Ducati Scrambler 1100

Мото
Складчатогубы узнали сородичей по охотничьему сигналу Складчатогубы узнали сородичей по охотничьему сигналу

Летучие мыши складчатогубы Палласа различают голоса сородичей

N+1
О старении, феминитивах и джедаях: лучшие новые книги от российских ученых О старении, феминитивах и джедаях: лучшие новые книги от российских ученых

Главные новинки российского научпопа

Forbes
Креветки-щелкуны отличились самым быстрым зрением среди водных животных Креветки-щелкуны отличились самым быстрым зрением среди водных животных

Скорость зрения стреляющих креветок оказалась рекордной среди водных животных

N+1
9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны 9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны

Хорошо смеется тот герой фильма, кто смеется после титров!

Maxim
8 самых опасных для проживания мест на Земле 8 самых опасных для проживания мест на Земле

8 самых экстремальных мест на планете, которые требуют стойкости

Популярная механика
7 секретов японок для молодости и красоты 7 секретов японок для молодости и красоты

Как японкам удается выглядеть намного моложе своих лет?

Psychologies
Королевы подиума Королевы подиума

Вспоминаем супермоделей 90-х, на которых мы мечтали быть похожими

Лиза
15 коротких советов про отношения, знакомства и свидания 15 коротких советов про отношения, знакомства и свидания

Минимум знаний, который принесет максимум пользы

Maxim
Как тратить с умом: грамотный подход к семейному бюджету Как тратить с умом: грамотный подход к семейному бюджету

Простым языком о планировании бюджета рассказывает Анастасия Тарасова

Psychologies
Странности гениев Странности гениев

Увлечения, фобии и причуды — раскрываем русских гениев с новой стороны

Культура.РФ
Репрограммирование клеток в мозге живой мыши сняло симптомы болезни Паркинсона Репрограммирование клеток в мозге живой мыши сняло симптомы болезни Паркинсона

Популяцию нейронов удалось частично пополнить за счет астроцитов

N+1
Отрывок из книги Дэвида Райха «Кто мы и как сюда попали» Отрывок из книги Дэвида Райха «Кто мы и как сюда попали»

О чем может рассказать геном современного человека

СНОБ
В появлении кратера на Ямале обвинили метан из тающей многолетней мерзлоты В появлении кратера на Ямале обвинили метан из тающей многолетней мерзлоты

Все возможные причины его образования связаны с таянием многолетней мерзлоты

N+1
Со дна за одной Со дна за одной

«Чики» — восемь серий нестоличного взгляда на жизнь

Огонёк
Симптомы пищевой зависимости: 7 распространенных признаков Симптомы пищевой зависимости: 7 распространенных признаков

Неуправляемая потребность в вкусной еде — тревожный знак

РБК
Приготовиться к потерям Приготовиться к потерям

Частные инвесторы слабо представляют, какие убытки могут понести

Эксперт
Космическая мода: кому важна эстетика скафандров Космическая мода: кому важна эстетика скафандров

В XXI веке происходит пересмотр подходов к дизайну космических скафандров

Популярная механика
Джеймс Роллинс: Последняя одиссея Джеймс Роллинс: Последняя одиссея

Герои книги Джеймса Роллинса «Последняя одиссея» исследуют ледники Гренландии

СНОБ
Токсичные родственники: как оборвать связи Токсичные родственники: как оборвать связи

Можно ли перестать общаться с родственниками и как разрешить себе это сделать?

Psychologies
Юрий Постригай: «Чем больше ошибок ты совершаешь, тем удачнее все складывается дальше» Юрий Постригай: «Чем больше ошибок ты совершаешь, тем удачнее все складывается дальше»

Юрий Постригай – о том, как использовал изоляцию с пользой для бизнеса

GQ
Как создать бизнес, чтобы отучить людей есть животных: история Impossible Foods и ее основателя Патрика Брауна Как создать бизнес, чтобы отучить людей есть животных: история Impossible Foods и ее основателя Патрика Брауна

Что из себя представляет компания Impossible Foods?

Inc.
5 ситуаций, которых не бывает в счастливых семьях 5 ситуаций, которых не бывает в счастливых семьях

Семейное счастье строится на любви, доверии и уважении

Psychologies
Наука доживать: почему важно (и возможно) победить старость Наука доживать: почему важно (и возможно) победить старость

Британский геронтолог рассказал, почему человечество должно победить старость

Esquire
Начинаем тратить деньги осознанно: о безболезненном переходе к новым привычкам Начинаем тратить деньги осознанно: о безболезненном переходе к новым привычкам

Секреты грамотного управления своими финансами

Cosmopolitan
Стандарты — ищите золотую середину Стандарты — ищите золотую середину

В ресторане все должно работать по часам и на самом высоком уровне

Bones
Открыть в приложении