Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи

Наука и жизньКультура

Василий Поленов — живописец и архитектор

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) прошёл через увлечение академизмом, стоял у истоков пленэрной живописи в России, был одним из самых ярких художников-ориенталистов и новатором в области театрально-декорационного искусства. Во многих произведениях основополагающую роль играли архитектурные мотивы.

Дарья Манучарова, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи.

Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи. От матери, Марии Алексеевны, художник, по его словам, «унаследовал страстную любовь к живописи». Его прадедом был крупнейший архитектор и мыслитель XVIII века Николай Александрович Львов. Отец художника, Дмитрий Васильевич, служил секретарём русской миссии в Афинах, участвовал в раскопках. Своим интересом к древнегреческой культуре он увлёк сына. Дмитрий Васильевич познакомил детей и с русской стариной. Поездка Василия в шестнадцатилетнем возрасте с отцом и братом по древним русским городам оказала неоспоримое влияние на развитие архитектурных способностей будущего художника.

В 1863 году Поленов поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1866 году был принят в класс исторической живописи. Одновременно он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон. 1875 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

За картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Санкт-Петербурга) Василий, наряду с Репиным и ещё тремя выпускниками Академии, получил Большую золотую медаль. К концу академического периода в его полотнах на исторические темы появляются сложные ракурсы, живописная передача фактурной поверхности архитектурных памятников. Поленов настолько преуспел в постижении основ зодчества, что, по словам Репина, «ещё будучи учен[иком] Акад[емии] худ[ожеств], он некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания».

После окончания Академии с золотой медалью Поленов получил право на шестилетнюю пенсионерскую командировку для совершенствования мастерства. За это время он побывал в Австрии, Германии, Швейцарии, Англии, путешествовал по Италии и, наконец, приехал в Париж. Там он сблизился с Алексеем Петровичем Боголюбовым, оказывавшим поддержку пенсионерам Академии художеств за границей. Лето 1874 года по приглашению Репина и по совету Боголюбова Поленов провёл в местечке Вёль в Нормандии, где в разные годы работали известные французские художники. Результатом этой поездки стали этюды с изображением тихих уголков природы: «Белая лошадка. Нормандия», «Мельница на истоке речки Вёль. Этюд» (обе — Музей-заповедник В. Д. Поленова), «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» (ГРМ). В этих наполненных светом и воздухом пленэрных произведениях художник впервые добился той особой звучности цветов, которая позже будет восхищать в его произведениях художников-современников, особенно младшего поколения.

В 1875 году в Париже Поленов увидел работы испанского художника Мариано Фортуни (1838—1874), о которых отзывался как о подлинном откровении. Через увлечение манерой Фортуни прошли любимый учитель Поленова П. П. Чистяков и многие другие художники. В манере Фортуни выполнен один из первых эскизов к монументальному полотну Поленова «Христос и грешница». Действие разворачивается на фоне одноэтажного каменного здания кубической формы. Фигуры людей схематично намечены цветовыми пятнами и кажутся бесплотными, в то время как храм будто вылеплен — такой эффект создают размашистые мазки, обозначающие тень от кипариса слева.

Выпускники Императорской Академии художеств. Слева направо сидят: П. О. Ковалевский, И. Е. Репин, М. А. Кудрявцев, К. А. Савицкий, Е. К. Макаров; стоят: В. Д. Поленов, Е. Ф. Урлаб. Фото 1871 года. Государственная Третьяковская галерея.

Во время пенсионерской поездки Поленов работал над историческими картинами, изображение архитектуры в которых имело первостепенное значение. Это подтверждают слова Репина: «Будучи пенсионером Ак[адемии] х[удожеств] в Париже в 1872-3-4-5 и 6-м годах он (Поленов. — Прим. Д. М.) начинал много картин архитектурного характера, б[ольшей] ч[астью] Ренессанса и готики. Затевались драмы внутри дворцов и замков; красивые залы, дивно освещённые, великолепные троны, колонны — картины грандиозные и совсем готовые, оставались только люди... И тут художник охладевал, бросал все чары Средневековья и забывался в природе, писал пейзажи...»

Первое крупное произведение, выполненное Поленовым в Париже, — «Право господина» (1874, ГТГ). О возникновении замысла картины художник вспоминал: «Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки. Бродя по развалинам рыцарских “бургов”, а потом спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех же костюмах, мне было представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона…»

Право господина. 1874 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В 1874 году «Право господина», ещё не до конца завершённое, экспонировалось в парижском Салоне, предварительно пройдя серьёзный конкурсный отбор. Современники отмечали, что в Салоне 1872 года было выставлено полотно француза Гарнье на тот же сюжет и под тем же названием. Поленов на выставке картину Гарнье видеть не мог, но не исключено, что он был с ней знаком по воспроизведению или слышал о ней от друзей. Картина Поленова действительно выполнена под влиянием французской академической живописи. Но, в отличие от Ж.-А. Гарнье, в чьей одноимённой картине архитектурный фон напоминает театральную декорацию, в произведении Поленова архитектура органически связана с пространством полотна и персонажи гармонично существуют в архитектурной среде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проза жизни Проза жизни

Интерьер квартиры, вдохновленный "Рождественскими повестями" Чарльза Диккенса

AD
Одиссея судна «Академик М. А. Лаврентьев»: как исследуют Тихий океан Одиссея судна «Академик М. А. Лаврентьев»: как исследуют Тихий океан

Кому как не России быть лидером в изучении Северного Ледовитого и Тихого океанов

Популярная механика
С зубром лицом к лицу С зубром лицом к лицу

Единственный из видов диких быков Европы, уцелевший до наших дней

Наука и жизнь
Найдена загадочная сила, объясняющая аномалии Вселенной Найдена загадочная сила, объясняющая аномалии Вселенной

Загадка темной материи и темной энергии будет раскрыта

Популярная механика
Супер-женщина Супер-женщина

Ляйсан Утяшева прекрасно справляется со всем своими ролями!

OK!
Будущее российского мусора: как перерабатывают отходы в XXI веке Будущее российского мусора: как перерабатывают отходы в XXI веке

Попмех выяснил, как работает экотехнопарк «Калуга»

Популярная механика
Украсть и продать табличку из Центрального парка — это искусство? Вопрос дня Украсть и продать табличку из Центрального парка — это искусство? Вопрос дня

Там, где политическая оппозиция слаба, в игру вступает искусство

СНОБ
Вечно двигаться Вечно двигаться

Риналь Мухаметов считает, что суть актёрства — играть и перевоплощаться

Robb Report
Молоко будущего: технология, в которую вложили уже $130 млн Молоко будущего: технология, в которую вложили уже $130 млн

Следующим массовым продуктом из лаборатории может стать молоко от Perfect Day

Forbes
Когда тортик был лишним… Когда тортик был лишним…

Обратная сторона долгих праздников – переедание

Здоровье
Как понять, что твой подарок не понравился Как понять, что твой подарок не понравился

Лишь еле заметные признаки дадут знать, облажался ты или нет с подарком

Maxim
Семечки подсолнуха: польза для организма и вред от злоупотребления Семечки подсолнуха: польза для организма и вред от злоупотребления

Семечки подсолнуха — здоровая закуска, которую стоит добавить в свой рацион?

Playboy
Топ полезных советов: что можно и что нельзя стирать в стиральной машине Топ полезных советов: что можно и что нельзя стирать в стиральной машине

Самое главное – не забывайте сверяться с этикеткой каждой конкретной вещи

Cosmopolitan
Маги без времени. Отрывок из книги Маги без времени. Отрывок из книги

Новый роман Сергея Лукьяненко — результат литературного эксперимента

СНОБ
11 неправильных футболистов 11 неправильных футболистов

Самая неожиданная символическая сборная всех мундиалей

Maxim
Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова

Каддафи, Кадыров, Кети Топурия, большие деньги и дипломатический пост

GQ
Права сильных Права сильных

10 главных бизнес-историй 2019 года в спорте

Forbes
Правила жизни Патти Смит Правила жизни Патти Смит

Правила жизни певицы и поэтессы Патти Смит

Esquire
Отец системы. Какое наследство оставил стране Юрий Лужков Отец системы. Какое наследство оставил стране Юрий Лужков

Умер крестный отец всей нынешней российской политико-экономической системы

Forbes
Жасмин Одемар, Audemars Piguet — о семейном бизнесе и часах Code 11.59 Жасмин Одемар, Audemars Piguet — о семейном бизнесе и часах Code 11.59

Интервью с президентом совета директоров Audemars Piguet

РБК
Кто хочет стать миллионером, и стоит ли потратить выигрыш на новый внедорожник Кто хочет стать миллионером, и стоит ли потратить выигрыш на новый внедорожник

Кто покупает Volvo XC90 и почему?

Forbes
В горе и в радости В горе и в радости

Одна из долин в итальянских Альпах принадлежит религиозной общине

Esquire
1997 год 1997 год

Крупный бизнес тем временем продолжает делить оставшиеся государственные активы

Esquire
Мария Скокова Мария Скокова

Ее не называют иначе, чем музой Николя Жескьера

Собака.ru
В чем сила, брат? В чем сила, брат?

Рустам Набиев из Уфы, лишившийся обеих ног, рассказал о борьбе с фобиями

StarHit
Умные часы, дополненная реальность, гибкие экраны: главные гаджеты 2010-х Умные часы, дополненная реальность, гибкие экраны: главные гаджеты 2010-х

Второе десятилетие XXI века — время носимой электроники и интернета вещей

Esquire
Покрас Лампас — о вандализме, визионерстве и любимой музыке Покрас Лампас — о вандализме, визионерстве и любимой музыке

Покрас Лампас рассказал о ценах на свои работы и спросе на каллиграфутуризм

РБК
На всякий пожарный: как собрать «тревожный чемоданчик» На всякий пожарный: как собрать «тревожный чемоданчик»

Не лишним будет подготовиться и к ситуациям, о которых думать даже не хочется

Популярная механика
Словарный запас: итоги 2019 года Словарный запас: итоги 2019 года

«Сноб» по традиции составил обзор языковых событий года

СНОБ
Как перейти к другому оператору с сохранением номера: пошаговая инструкция Как перейти к другому оператору с сохранением номера: пошаговая инструкция

Сменить мобильного оператора? Как это правильно сделать и не потерять свой номер

CHIP
Открыть в приложении