Россия строит на базе советского Ил-96 широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96-400М

Naked ScienceHi-Tech

Ил-96-400М: прорыв или повторение старых ошибок?

Россия строит на базе советского Ил-96 широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96-400М. Его судьба напрямую зависит от того, как долго руководство страны будет поддерживать на плаву авиационную индустрию.

Илья Ведмеденко

Back in the USSR

В современной России принято противопоставлять «удачные» советские пассажирские самолеты «неудачным» российским. На самом деле, такой подход сложно назвать правильным.

Наличие проблем у Sukhoi Superjet 100 и МС-21 (трудности, впрочем, есть всегда и у всех) не означает, что нужно идеализировать авиастроение СССР. Если узкофюзеляжные Ту-134 и Ту-154 еще можно назвать относительно удачными самолетами по советским меркам, то с широкофюзеляжными авиалайнерами в Стране Советов все было совсем далеко от идеала. Первым серийным советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом стал четырехдвигательный Ил-86, впервые поднявшийся в небо 22 декабря 1976 года. И хотя его строили до 1997-го, всего создали 106 машин – то есть примерно в два раза меньше, чем выпустили современных «Суперджетов». Единственную экспортную поставку Ил-86, а также единственную коммерческую сделку с заводом-изготовителем заключили в свое время с КНР. Эксплуатировать машину прекратили в 2011-м.

Для сравнения, широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 начиная с 1969 года произвели более 1500 единиц. Его закупили многие страны, включая Россию, и продолжают эксплуатировать даже сегодня.

Первым советским турбореактивным дальнемагистральным пассажирским самолетом межконтинентальной дальности стал Ил-62. Стартовый полет он совершил 3 января 1963-го. С 1966 по 1995 год построили 289 таких машин, из которых в результате катастроф и аварий потеряли 23. В результате всех этих инцидентов погибли 1086 человек.

Новой надеждой отечественного авиастроения должен был стать Ил-96, совершивший первый полет в 1988 году. Слово «новый» здесь можно употреблять лишь условно: машина построена на базе упомянутого выше Ил-86 и в целом унаследовала от него основные конструктивные особенности. Однако самолет не получилось сделать экономичным на фоне аналогов.
Серьезные проблемы и противоречия проявились крайне быстро, что было отчасти связано с ориентацией советского авиастроения на нужды ВПК. Из-за занятости Куйбышевского завода военными проектами пришлось отказаться от выбранного двигателя НК-56 в пользу ПС-90. Последний имел меньшую тягу: 16 000 кгс против 18 000 кгс. В силу этого потребовалось вносить изменения в конструкцию самолета, а именно – уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и пассажировместимость. В итоге появился базовый вариант Ил-96-300, который мог вместить 300 пассажиров. Дальность полета при максимальной загрузке составила 9000 километров.

Советский четырехдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86

Сложно сказать, сыграли свою роль метаморфозы силовой установки или же распад СССР и связанный с этим кризис авиастроения, однако все попытки сделать проект успешным завершились ничем. Ил-96 оказался провальным даже на фоне 86-го: за все годы построили лишь 30 машин. Один из современных эксплуатантов самолета – «Специальный летный отряд ««Россия»», предприятие, которое обеспечивает перевозку должностных лиц государства и других важных сотрудников спецслужб или Вооруженных сил России. Президентский самолет – Ил-96-300ПУ – почти не отличается от базовой модели по летным характеристикам, но имеет на борту дополнительное спецоборудование.

У Ил-96 есть один повод для гордости: за все время эксплуатации с ним вообще не происходило катастроф, повлекших гибель людей. Однако с учетом мизерного числа построенных самолетов это сложно назвать реальной заслугой авиастроителей. Тем более не стоит забывать, что практически все современные авиалайнеры – как западные, так и российские – отличаются высоким уровнем безопасности. Тот же Boeing 737 MAX – даже с учетом недавних катастроф – остается одним из самых безопасных самолетов в мире.

Ил-96-300 авиакомпании Аэрофлот

Новая жизнь

Россия давно взяла курс на «возрождение гражданского авиастроения». Чиновники часто говорят о планах конкурировать с мировыми гигантами на авиационном рынке, однако пока это только слова. Де-факто главная и единственная реальная цель – потеснить европейские и американские машины внутри самой России.

Так, при посредничестве нынешнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина появился Ил-96-400М. История самолета началась в 2017 году. «Президентом России по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии выделены средства для финансирования в 2018-2019 годах работ по модернизации региональных самолетов Ил-114-300 (20,4 миллиарда рублей), дальнемагистральных Ил-96-400М (17,2 миллиарда рублей) и двигателя нового поколения ПД-35 (7,8 миллиарда рублей)», – заявил тогда на заседании авиационной коллегии бывший вице-премьер Рогозин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

MIMIC – если бы у Черной Пантеры был мотоцикл MIMIC – если бы у Черной Пантеры был мотоцикл

Российский дизайнер Роман Долженко представил концепт электробайка MIMIC

Naked Science
Лаборатория на дому Лаборатория на дому

Можно ли доверять домашним экспресс-тестам

Лиза
Технопарад Технопарад

Распечатанная рука для робота, тяжелые ядра звезд и мозг на поясе для туристов

ТехИнсайдер
Белорусия: предел стратегической глубины Белорусия: предел стратегической глубины

Зачем России план «Б» для белорусской революции

Эксперт
«Тётя Аврора» вылетела в три часа… «Тётя Аврора» вылетела в три часа…

Я как безумный метался и думал: мы или они? Мы или они?

Дилетант
Баг стартапера. Как вера в собственную гениальность может помешать бизнесу Баг стартапера. Как вера в собственную гениальность может помешать бизнесу

Чаще всего причиной краха стартапов становятся именно руководители

Forbes
В Новодевичьем монастыре нашли остатки стен времен Годунова В Новодевичьем монастыре нашли остатки стен времен Годунова

Стены того времени отстоят от современных на 15–20 метров.

N+1
24 часа с Сати Казановой 24 часа с Сати Казановой

Cosmo провел день с певицей Сати Казановой

Cosmopolitan
Лучше гор Лучше гор

За вдохновением Николай Рерих пускался в реальные и весьма опасные странствия

Вокруг света
Правила жизни Эдварда Нортона Правила жизни Эдварда Нортона

Эдвард Нортон: «Моя карьера началась с театра»

Esquire
Магнитное поле отделило живые клетки от мертвых Магнитное поле отделило живые клетки от мертвых

Ученые предложили сортировать мертвые и живые клетки с помощью магнитного поля

N+1
Что на том конце Транссиба Что на том конце Транссиба

Общественный совет при Минприроды проверил Находкинский морской торговый порт

Эксперт
Что там у Маска: реальные успехи и будущее Neuralink Что там у Маска: реальные успехи и будущее Neuralink

Далеко ли нам до полной интеграции с компьютером – и причем тут Гертруда

Популярная механика
В наших руках В наших руках

Как просто, быстро и относительно дешево обновить интерьер

Добрые советы
6 художников, которые начинали со стрит-арта 6 художников, которые начинали со стрит-арта

Кто, кроме самого известного в мире анонима Бэнкси, всегда творил на улице

GQ
Как Минску в 2020-м не повторить ошибок Москвы 1991 года Как Минску в 2020-м не повторить ошибок Москвы 1991 года

Как на фоне протестов в Беларуси пересматриваются события августа 1991 года

СНОБ
Пожар в тоннеле Пожар в тоннеле

Срочно покиньте опасный участок!

4x4 Club
7 вопросов об эндометриозе 7 вопросов об эндометриозе

Об этом заболевании должна знать каждая женщина

Лиза
Немного Лавкрафта, биохакеры и детектив о маньяке: какие сериалы стоит смотреть в августе Немного Лавкрафта, биохакеры и детектив о маньяке: какие сериалы стоит смотреть в августе

Все лучшее от Netflix, HBO, Start.ru и «Амедиатеки»

Forbes
Слишком близко к сердцу. Оскар Хартманн о том, как обойти зоны риска в бизнесе и не выгореть раньше времени Слишком близко к сердцу. Оскар Хартманн о том, как обойти зоны риска в бизнесе и не выгореть раньше времени

Подлинная предпринимательская страсть позволяет двигать бизнес вперед

Forbes
Вредные советы для тех, кому изменил партнер Вредные советы для тех, кому изменил партнер

Почему рекомендации окружающих по поводу неверности не всегда работают

Psychologies
Как заслужить репутацию экологичного бизнеса Как заслужить репутацию экологичного бизнеса

Важно продумать перед тем, как выйти на тропу экологичности

СНОБ
Школа невест Третьего рейха: как нацисты воспитывали безупречных жен Школа невест Третьего рейха: как нацисты воспитывали безупречных жен

"Инкубатор идеальных нацистских жен" - школы невест

Cosmopolitan
Чай, «Новичок» и другие яды России Чай, «Новичок» и другие яды России

Загадочные отравления в России

СНОБ
Лесные девицы — черницы и голубицы Лесные девицы — черницы и голубицы

Чем так примечательны голубика и черника

Наука и жизнь
Физика «Лирика»: 5 фактов о первом электромобиле Cadillac Физика «Лирика»: 5 фактов о первом электромобиле Cadillac

Каким получился первый электромобиль Cadillac LYRIQ

РБК
Мама, не горюй! Мама, не горюй!

Идеальных матерей не существует. Зато стремящихся к идеалу – тьмы

Cosmopolitan
Разные спальни (не) сохраняют отношения? Разные спальни (не) сохраняют отношения?

Совместный сон — это не то, что нас по-настоящему сближает

Psychologies
Окно в космос: как стартапу войти в госкорпорацию Окно в космос: как стартапу войти в госкорпорацию

Бизнес-акселератор НПО «Энергомаша», катализирующий изучение космоса

Forbes
Люди-нарциссы: кто они такие и как с ними себя вести Люди-нарциссы: кто они такие и как с ними себя вести

Абьюзеры, манипуляторы, злодеи — как только не называют нарциссов

РБК
Открыть в приложении