«Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»
Кажется, что между материальным и нашим внутренним миром есть четкая граница. Но провести ее не так просто. Когда человек совершает некоторое действие, активируются конкретные зоны мозга. Когда же человек представляет, что совершает то же самое действие — активируются те же самые зоны. Нейрофизиолог и нейропсихолог Крис Фрит считает, что никакой границы между внутренним и внешним мирами не существует. В книге «Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» (издательство «Corpus»), переведенной на русский язык Петром Петровым, он рассказывает, как мозг — поврежденный и здоровый — определяет наше восприятие внешнего мира и моделирует внутренний. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором рассказывается, к чему могут приводить повреждения зрительной коры.
Психика и мозг
Прежде чем мы начнем разбираться в том, как повреждения мозга могут сказываться на нашем восприятии окружающего мира, нужно немного подробнее рассмотреть связь между нашей психикой и мозгом. Эта связь должна быть тесной. Как мы узнали из пролога, всякий раз, когда мы представляем себе какое-нибудь лицо, у нас в мозгу активируется специальная область, связанная с восприятием лиц. В данном случае мы, зная о чисто психическом опыте, можем предугадать, какая область мозга будет при этом активироваться. Как мы вскоре убедимся, мозговые травмы могут оказывать глубокое воздействие на психику. Более того, зная, где именно был травмирован мозг, мы можем предугадать, как в результате этого изменилась психика пациента. Но эта связь между мозгом и психикой несовершенна. Это не взаимно однозначная связь. Некоторые изменения активности мозга могут никак не сказаться на психике. С другой стороны, я глубоко убежден, что любые изменения психики связаны с изменениями активности мозга1. Я убежден в этом потому, что считаю, что все, что происходит в моем внутреннем мире (психическая активность), вызывается мозговой активностью или, по крайней мере, зависит от нее2.
1Я не дуалист. — Примеч. авт. (Дуализм — философское учение, согласно которо му в мире существует два несводимых друг к другу начала — материальное и духовное. — Примеч. перев.)
2Я материалист. Но я должен признать, что по некоторым моим словам меня можно принять за дуалиста. Например, я говорю, что мой мозг «не рассказывает мне все, что знает», или «обманывает меня». Я использую эти выражения потому, что они в первом приближении соответствуют моему психическому опыту. Большая часть того, что делает мой мозг, так никогда и не достигает моего сознания. Эти вещи известны моему мозгу, а мне неизвестны. С другой стороны, я глубоко убежден, что я — продукт моего мозга, как и все мои знания и представления. — Примеч. авт.
Итак, если я прав в своем убеждении, последовательность событий должна выглядеть примерно так. Свет попадает на светочувствительные клетки (фоторецепторы) нашего глаза, и они посылают сигналы в мозг. Механизм этого явления уже неплохо известен. Затем возникающая в мозгу активность каким-то образом создает в нашем сознании ощущение цвета и формы. Механизм этого явления пока совершенно неизвестен. Но каким бы он ни был, мы можем сделать вывод, что в нашем сознании не может быть знаний об окружающем мире, никак не представленных в мозгу3. Все, что мы знаем о мире, мы знаем благодаря мозгу. Поэтому, вероятно, нам незачем задаваться вопросом: «Каким образом мы или наше сознание познаем окружающий мир?» Вместо этого нужно задаться вопросом: «Каким образом наш мозг познает окружающий мир?»