«Мне здесь комфортно»: как разработчик из Тамбова создал глобальную adtech-компанию и никуда не уехал
Здесь все рядом», — отвечает Дмитрий Чеклов на вопрос Forbes о том, почему остается в Тамбове, в то время как его компания активно выходит на рынки других стран. Его сервис Hybrid кратно вырос в условиях сжимающегося рынка автоматизированной закупки рекламы последних лет. Теперь Чеклов планирует достичь миллиардной годовой выручки и провести IPO.
«Это было удивительно — встретить человека, горящего желанием построить лучшую технологическую рекламную компанию в Тамбове», — коммерческий директор Hybrid Сергей Ковалев вспоминает, как в 2013 году пришел строить отдел продаж компании в Москве. Hybrid — одна из немногих независимых adtech-компаний на российском рынке. Ее ближайшие конкуренты в последние годы стали частью крупных корпораций, в то время как Hybrid последние три года ежегодно растет на 70–100%. В 2020 году компания, по собственным данным, выручила около 450 млн рублей.
Hybrid в 2011 году основал выпускник Тамбовского государственного технического университета Дмитрий Чеклов. Компания разработала одноименную программатик-платформу. Технология позволяет закупать места под баннеры и видеорекламу на сайтах с учетом интересов, возраста, достатка, геоположения пользователей и других параметров. Когда человек открывает сайт, платформа анализирует cookies-файлы его браузера — в них содержится информация о поведении пользователя на других сайтах. Далее площадка формирует лот и устраивает автоматический аукцион среди нескольких рекламодателей. Аналогичные технологии применяют интернет-гиганты — «Яндекс», Google, Mail.ru и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
Сейчас платформой Hybrid через рекламные агентства пользуются более 5000 клиентов в 10 странах мира, среди них Audi, Pepsi, Nestle и Schwarzkopf. Хотя 40% выручки стартапу приносят зарубежные клиенты, большинство сотрудников компании до сих пор живут в Тамбове. Дмитрий Чеклов несколько раз в год ездит по работе в Берлин, но перевозить компанию в Европу пока не собирается.
В 2021 году Чеклов планирует нарастить выручку компании до 1 млрд рублей, а в 2023–2024 годах — провести IPO. Как ему удается конкурировать на западном рынке, где программатик-решения появились раньше, чем в России, и управлять международной компанией из провинциального Тамбова?
Предприниматель с золотой медалью
Дмитрий Чеклов родился в Тамбове в семье учительницы черчения и инженера сельскохозяйственной техники. Чекловы жили небогато, поэтому после школы Дмитрий остался в родном городе и поступил на программиста в Тамбовский государственный технический университет. Тогда он даже не задумывался о переезде в более крупные города, например, в Москву или Санкт-Петербург, хотя окончил школу с золотой медалью. За пределами Тамбова Чеклов впервые оказался только в 19 лет.
На первом курсе университета, в 2005 году, он устроился разработчиком в местную SEO-компанию Seoexp.com. «Это был стартап, поэтому, помимо своих прямых обязанностей, приходилось делать все, что попросят», — описывает он свою работу. В 2008 году компания открыла портал для автомобилистов carsbuysell.com (сейчас недоступен), и Дмитрий стал отвечать в нем за общение с рекламодателями. Там он впервые познакомился с рекламным рынком.
В 2010 году Чеклов окончил университет, ушел из Seoexp.com и запустил платформу Vongo, которая соединяет рекламодателя сразу с несколькими сайтами, готовыми разместить у себя на страницах рекламу. В партнеры он позвал Аркадия Бондаренко, клиента carsbuysell.com и владельца рекламного агентства Context (ООО «ХАУС ДЕСИЖН»). «У Аркадия были ресурсы, я же знал, как создать такую платформу», — поясняет Дмитрий. По данным СПАРК, Чеклов получил 51% в ООО «Вонго медиа», Бондаренко — 49%.
За основу предприниматели взяли американскую технологию для размещения рекламы OpenX (с 2013 года — Revive Adserver. — Forbes) с открытым исходным кодом, которая распространялась по подписке. По словам Чеклова, за 2010 год компания привлекла 15 клиентов и к осени сумела выручить 1,5 млн рублей. Но уже в 2011 году партнеры расстались: по словам Чеклова, он хотел вкладываться в рост компании, а его партнер — получать дивиденды. Forbes не удалось связаться с Аркадием Бондаренко. По данным СПАРК, ООО «Вонго медиа» ликвидировали в 2017 году по решению ФНС.
Выбор в пользу программатика
После «развода» с партнером Чеклов нашел четырех разработчиков и за три месяца построил новую рекламную сеть — Targetix. Стартовый капитал составил 500 000 рублей: часть денег предприниматель взял из предыдущего бизнеса, часть — занял у друзей. За полгода команда расширилась до 10 человек, а за 2012 год Targetix, по словам Чеклова, выручила 30 млн рублей без учета НДС.
В начале 2012 года Чеклов услышал о перспективах программатик-технологии на нескольких отраслевых конференциях. Тогда, по словам основателя Segmento Романа Нестера, технология только выходила на российский рынок; в стране появились такие игроки, как Segmento, Auditorius и Getintent.