Как себя чувствует премиальный ретейл в период пандемии и кризиса

ForbesБизнес

«Май будет еще хуже»: как выживают в кризис продавцы роскоши в России

Как себя чувствует премиальный ретейл в период пандемии и кризиса, готовы ли состоятельные россияне покупать люксовую одежду и аксессуары удаленно и сохранится ли статусное потребление как явление?

Николай Усков, Андрей Родин, Андрей Сатин, Нинель Баянова, Ярослав Бабушкин

В новом выпуске «Forbes Карантин» Николай Усков поговорил о будущем премиального ретейла с его ключевыми игроками в России — президентом компании «Азбука Вкуса» Денисом Сологубом, генеральным менеджером ЦУМа Александром Павловым, основателем и президентом группы компаний Simple Максимом Кашириным и генеральным директором Clarins Россия Эдгаром Шабановым.

Николай Усков: Доброго времени суток, это Николай Усков и «Forbes Карантин». Я на Неглинной, у ЦУМа — одного из лучших магазинов Европы. Туда-сюда шныряют курьеры с фирменными пакетами, сам магазин закрыт, но онлайн-торговля работает по полной.

Сегодня поговорим о роскоши в самоизоляции, как чувствует себя премиальный ретейл в эти больные времена. Наши эксперты сегодня: Денис Сологуб — президент компании «Азбука Вкуса», Александр Павлов — генеральный менеджер ЦУМа, Максим Каширин — основатель и президент группы компаний Simple и Эдгар Шабанов — генеральный директор Clarins Россия. Денис, первый вопрос к вам, поскольку вы нас все-таки кормите в эти непростые времена. Что происходит с «Азбукой Вкуса»?

Денис Сологуб: Мы, в отличие от многих, продолжаем работать, социальная миссия теперь очень важна. Мы кормим людей и делаем все возможное для того, чтобы продолжать работать. Хотя в такое тяжелое время это не просто.

Николай Усков: Вам пришлось сокращать сотрудников или, наоборот, набирать новых? Я сам хожу в «Азбуку Вкуса». Я так понимаю, людей много и все покупают довольно активно. Вы чувствуете какую-то динамику: хуже покупают или лучше?

Денис Сологуб: Вы ходите в отдельно взятый магазин, видимо, там, где живете. Сейчас структура спроса сильно поменялась. Все центральные магазины, прогулочные локации очень сильно упали в спросе, в разы, но магазины в спальных районах «отросли». Загородные локации «отросли» еще сильнее. В целом там спрос несколько даже увеличился по отношению к прошлому году. Потому что HoReСa закрыта, а люди все-таки хотят есть и вынуждены сами себе готовить, а не ходить по ресторанам. У людей радостей в жизни осталось довольно небольшое количество: это телевизор, секс, кому повезло, и вот поесть, ходить в магазин.

Николай Усков: Кому повезло не только с сексом, но и с деньгами — им тоже, наверное, неплохо. А у вас была какая-то подушка безопасности? Президент говорит: «Неужели у вас нет подушки безопасности, чтобы сейчас платить зарплату сотрудникам?».

Денис Сологуб: На самом деле, если посмотреть на те тенденции, которые были последние несколько лет, то ретейл очень сильно терял в доходности, в марже. Мы испытывали определенные сложности, поэтому подошли к этой ситуации, скажем так, не в лучшей форме. Пока она, наверное, играет нам в каком-то смысле на руку, но это во многом именно потому, что всем остальным плохо. Все прекрасно понимают, что эта ситуация не может продолжаться бесконечно.

Николай Усков: Вам не приходилось сокращать сотрудников все-таки?

Денис Сологуб: Мне пришлось перераспределять сотрудников между различными объектами. Потому что специфика спроса, структура поменялись. Понятно, что мы сейчас испытываем дефицит сотрудников на производстве, на складах, то есть там, где сотрудники начинают выбывать по причинам заболевания, но заместить их какими-то сторонними сотрудниками оказывается достаточно сложно. Мы сначала обрадовались, говорили: «Ребята из ресторана, вы же хотите заработать? У нас есть где».

Но практика показывает, что людям, которые работают в ресторанах, не очень интересно работать у нас на производстве. Потому что условия труда несопоставимы, в ресторане другая специфика. С утра на заготовках поработал — дальше у тебя день более или менее свободный, вечером ты занимаешься готовкой. Но не в таком режиме, не в таких объемах, работа не настолько физически тяжелая и сложная, как на пищевом производстве. Поэтому они пришли, но потом 90% из них «откололось». Отвечая на ваш вопрос, Николай — нет, мы сейчас никого не увольняли, мы добирали людей в штат комплектовщиков, сборщиков, усиливали логистику на складе. Потому что в период ажиотажного спроса в конце марта, в который мы попали, нам была нужна рабочая сила. Ну и есть текучка, которая позволяет не сокращать персонал. Новые приходят, из них лучшие остаются, худшие отваливаются — происходит естественный отбор.

Николай Усков: А какое соотношение офлайн и онлайн продаж?

Денис Сологуб: До пандемии у нас было порядка 3% (онлайн). По большей части, это была классическая доставка. За последние 3-4 недели мы активно начали наращивать и развивать все сервисы вокруг этого. У нас есть сервис экспресс-меню, быстрые доставки от 45 минут практически в любую точку Москвы. Мы к этому сервису стали подключать дополнительные магазины, потому что это доставка пешими курьерами из наших магазинов. Сборщики, как правило, наши, а курьеры сторонние, по принципу Uber. Им прилетает задание, они бегут забирать этот заказ и доставлять клиентам. Мы продолжили интеграцию с различными сервисами, которые присутствуют на рынке — это «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Еда», Delivery Club, с которым дальше доставка пошла через Gett, iGooods, СберМаркет. Все сервисы, которые так или иначе умеют из магазинов доставлять. Мы активно в эту историю идем. Объем этих сервисов увеличился в разы. На пике, в Пасху, наверное, мы делали больше 2000 заказов, это практически десятикратный прирост относительно докризисного состояния.

Николай Усков: А процентов сколько? Вы говорили, до кризиса было 3%.

Денис Сологуб: Сейчас, наверное, 5%.

Николай Усков: Саш, что происходит с фэшн-индустрией в целом, с фэшн-ретейлом? Как вы выживаете? Я сейчас сижу в пустынном ЦУМе, в полумраке, немножко страшно здесь.

Александр Павлов: Но вещи есть рядом?

Николай Усков: Вещи есть, да. И какая-то жизнь на входе была, я видел очень много курьеров. Видимо, онлайн-продажи выросли.

Александр Павлов: Если говорить про ситуацию для индустрии в целом, то она не критичная. Фабрики, которые производят одежду, были закрыты 3 недели назад примерно, на этой неделе они все открываются. То есть нет проблем с тем, что коллекции сезона осень-зима 2020 года не будут отшиты. Если говорить про ретейл, то весь ретейл у нас сейчас онлайн. Большая его часть. У нас есть дистанционная торговля, когда VIP-шопперы, продавцы напрямую связываются со своими клиентами и отправляют им товар на примерку. Основной бизнес, конечно, — это онлайн. Здесь мы практически удвоили штат сотрудников, которые работают в доставке, в колл-центре, для того чтобы удовлетворить спрос, который сейчас есть в онлайне. И, конечно, акции, которые мы проводим, наши цены, которые ниже, чем в Европе — все это помогает показывать очень неплохие показатели по выручке.

Николай Усков: Если сравнивать нынешний кризис с предыдущими кризисами, в чем специфика текущей ситуации?

Александр Павлов: Если говорить про нашу компанию, мы к этому гораздо лучше готовы. Потому что в 2008-2014 годах, если говорить про наших клиентов, люди, которые покупали одежду в люксовом сегменте, в основном, покупали ее не у нас, а за границей — из-за высоких цен, из-за ассортимента. Но с 2014 года мы снизили цены до европейских и расширили ассортимент в 3 раза. И сейчас большинство клиентов, которые раньше покупали одежду за границей, поняли, что в этом нет никакого смысла. Все можно купить здесь, ассортимент огромный, цены такие же. Это первое. А второе — главное, наверное, то, что тогда не было онлайна, а сейчас он есть. Сейчас у нас доставка в день заказа или на следующий день. Я думаю, для нас то, что я сейчас рассказал, — это основное отличие. Если говорить про кризис, чем он отличается — наверное, тем, что тогда не закрывались магазины, и сейчас, если бы у нас не было возможности торговать онлайн, мы бы переживали его гораздо серьезнее.

Николай Усков: А вы чувствуете спад потребления роскоши сегодня?

Александр Павлов: Конечно, онлайн сам по себе продает меньше, чем раньше продавали онлайн и офлайн вместе.

Николай Усков: А сколько это примерно в процентах? Сейчас, понятно, нет офлайна вообще, но сколько процентов раньше составлял онлайн-сегмент?

Александр Павлов: В прошлом году у нас онлайн составлял 25% от оборота, в этом году — уже 30%. И сейчас, в той ситуации, которая есть, мы считаем, что мы прекрасно продаем. У нас продажи упали, но не катастрофически. У нас каждый день около 300 клиентов, которые раньше покупали только офлайн, сейчас переходят в онлайн и понимают, насколько это удобно и хорошо. Я думаю, вся эта ситуация даст сильный толчок для онлайн-продаж. Многие люди, которые не представляли, что это за сервис, как удобно пользоваться онлайн, сейчас будут это делать.

Николай Усков: Вам приходилось сокращать сотрудников, урезать зарплаты, проводить оптимизационные меры?

Александр Павлов: На данный момент мы не сокращали зарплаты, не увольняли и не сокращали сотрудников, стараемся этого не делать. Наоборот, активно набираем людей в онлайн, чтобы удовлетворить тот спрос, который у нас есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть

Почему для некоторых работает одна схема похудения, а для других — нет?

Psychologies
«Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи «Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи

В ситуации мировой пандемии особенно сильное давление испытывают менеджеры

Forbes
Как правильно ходить в магазин во время эпидемии Как правильно ходить в магазин во время эпидемии

Поход в магазин в условиях пандемии становится уже не таким простым занятием

Популярная механика
Не подходи ко мне Не подходи ко мне

Могут ли родители, не обесценивая чувств ребенка, помочь преодолеть обидчивость

Добрые советы
«Резервов хватит на год-два»: почему не сработает сделка ОПЕК+ и чем это грозит России «Резервов хватит на год-два»: почему не сработает сделка ОПЕК+ и чем это грозит России

Страны ОПЕК+ договорились снизить добычу на 9,7 млн баррелей в сутки

Forbes
Тату для Вайнштейна и страх темноты: неожиданные факты об актрисе Джуди Денч Тату для Вайнштейна и страх темноты: неожиданные факты об актрисе Джуди Денч

Джуди Денч – известная актриса, но мировой успех пришел к ней не сразу

Cosmopolitan
Александр Молочников: «Я почти не огорчаюсь из-за актерских неудач» Александр Молочников: «Я почти не огорчаюсь из-за актерских неудач»

Интервью с актером Александром Молочниковым

Grazia
Челку делать будем? Челку делать будем?

Чтобы собака выглядела опрятной и ухоженной, можно обойтись и без мастера

Лиза
«Отказываясь видеть самое страшное в себе и вокруг, мы генерируем насилие» «Отказываясь видеть самое страшное в себе и вокруг, мы генерируем насилие»

Илья Хржановский о сближениях и расхождениях человека с самим собой

Weekend
Война, родившая джип Война, родившая джип

Наибольшее число типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война

Популярная механика
Лицо как медиум: 10 художников, которые создают маски Лицо как медиум: 10 художников, которые создают маски

Маски и по сей день вдохновляют художников, дизайнеров и скульпторов

Esquire
Какая фитолампа лучше: советы от профи и проверенные бренды Какая фитолампа лучше: советы от профи и проверенные бренды

Как выбрать фитолампу для растений?

CHIP
Три пути стать прибыльными для Uber и Lyft Три пути стать прибыльными для Uber и Lyft

И почему увеличение цен или снижение выплат водителям не помогут агрегаторам

VC.RU
Наедине с собой Наедине с собой

Наша колумнистка пообщалась в Лос-Анджелесе с актрисой Ириной Антоненко

OK!
Губернатор Орловской области Андрей Клычков: Крупный и средний бизнес не спешат нам на помощь в борьбе с эпидемией Губернатор Орловской области Андрей Клычков: Крупный и средний бизнес не спешат нам на помощь в борьбе с эпидемией

Губернатор Андрей Клычков — о борьбе с эпидемией в Орловской области

СНОБ
Совмещение активности нейронов и нейромедиаторов помогло уточнить эффект псилоцибина Совмещение активности нейронов и нейромедиаторов помогло уточнить эффект псилоцибина

Рассматривать активность мозга в отрыве от системы нейромедиаторов нельзя

N+1
25 лучших первоапрельских розыгрышей в истории 25 лучших первоапрельских розыгрышей в истории

Единичные примеры крупных обманов на 1 апреля, в которые поверили

Maxim
#инструктаж: как разобрать гардероб во время карантина #инструктаж: как разобрать гардероб во время карантина

Простые правила по разбору и утилизации гардероба

РБК
Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020 Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020

Эти миллиардеры заработали на продаже активов в общей сложности почти $15 млрд

Forbes
Нашим от ваших: как в СССР копировали капиталистический автопром Нашим от ваших: как в СССР копировали капиталистический автопром

Автопром в Советском Союзе всегда был как хромая лошадь

Популярная механика
«Ангел из гетто». История женщины, которая создала подпольную ячейку антифашистов «Ангел из гетто». История женщины, которая создала подпольную ячейку антифашистов

Фрагмент книги «Дети Ирены» Тилар Маццео

Forbes
Клиенты вынесли из Сбербанка $1,5 млрд за месяц Клиенты вынесли из Сбербанка $1,5 млрд за месяц

Валютные вклады населения в Сбербанке в пересчете на доллары сократились

Forbes
В режиме натуропатии В режиме натуропатии

Пришло время обратиться к натуропатическим методам

Худеем правильно
Читмил – главное зло изоляции Читмил – главное зло изоляции

Как прекратить заедать стресс в это непростое время? Объясняют фитнес-эксперты

GQ
Экспроприация экспроприатора: что нам делать с Лениным? Экспроприация экспроприатора: что нам делать с Лениным?

Какие образы вождя мирового пролетариата предлагает российская массовая культура

РБК
Что нужно знать об антибиотиках: 4 популярных мифа Что нужно знать об антибиотиках: 4 популярных мифа

На что на самом деле способны антибиотики

Популярная механика
Новый статус Кремля: как Путин и пандемия разрушают миф о вертикали власти Новый статус Кремля: как Путин и пандемия разрушают миф о вертикали власти

Перемещение центров принятия решений на уровень регионов — естественный процесс

Forbes
Предметы интерьера для тех, кто любит спорт (или хочет делать вид) Предметы интерьера для тех, кто любит спорт (или хочет делать вид)

Внимание: после увиденного даже элитный фитнес-клуб покажется вам клоакой

GQ
Алкогений: Александр Твардовский Алкогений: Александр Твардовский

Твардовскому удавалось одновременно быть творцом и литературным чиновником

Maxim
Фейсбук-проповеди, мамблкор, VR: что и как мы смотрим в эпоху пандемии Фейсбук-проповеди, мамблкор, VR: что и как мы смотрим в эпоху пандемии

Какие жанры служат смысловыми ориентирами и формируют зрительские привычки

РБК
Открыть в приложении