Куда уходят шоппинг-моллы? Россия утратила первое место по строительству торговых центров
Введение в строй новых торговых центров в прошлом году сократилось на 28% и упало до уровня 1990-х. Что это — временные трудности или новая реальность?
Согласно новому исследованию компании Cushman & Wakefield, в 2018 году на европейский рынок было выведено порядка 2,6 млн кв. м новых торговых площадей. Это на 28% ниже соответствующего показателя за 2017 год и сопоставимо с объемами, вводимыми в начале 90-х годов, когда открывались первые традиционные торговые центры в Центральной и Восточной Европе.
Всего лишь пару лет назад только в России вводилось 1,5-2 млн кв. м. В 2017-2018 гг. этот объем сократился в разы: до 500-600 тыс. кв. м. Что это — очередной кризис или новая реальность?
Что происходит с торговой недвижимостью
Сложившаяся ситуация на рынке торговой недвижимости обусловлена рядом факторов. Сжатие потребительского рынка, падание доходов населения и общая нестабильность в экономике в последние несколько лет несомненно оказали свое влияние на снижение строительной активности в России.
Возведение новых объектов ведется сейчас в основном в крупных городах. Реализация проектов в городах меньшего размера с небольшой емкостью рынка и более низкой покупательской способностью является для девелоперов в нынешней ситуации слишком рискованной.
И это лишь одна сторона медали. Не менее значимым фактором является постепенное насыщение рынка. За последние 10 лет кардинально выросла конкуренция, рынок торговой недвижимости России стал более зрелым. Теперь мы наблюдаем переход от количественного к качественному росту. Баланс рынка поддерживается умеренными объемами нового строительства. Внимание девелоперов и владельцев объектов все больше направлено на обновление концепции и пула арендаторов уже существующих торговых объектов. Основной задачей является укрепление существующих позиций