Концентрация таланта: почему в компании не нужно оставлять середнячков и меланхоликов
В 2000 году топ-менеджеры компании Netflix, которая тогда занималась рассылкой DVD-дисков по почте, столкнувшись с кризисом, пришли к CEO тогдашнего гиганта рынка проката Blockbuster c предложением. Идея была проста: Blockbuster покупает Netflix, а сотрудники Netflix разрабатывают и поддерживают Blockbuster.com — онлайн-сервис проката. За свою компанию Ричард Хастингс попросил $50 млн — и получил отказ. «Едва той ночью я улегся в кровать, перед глазами поплыли картины: 60 тыс. сотрудников Blockbuster дружно ржут над сделанным нами нелепым предложением. Зачем бизнес-монстру, бренду номер один на рынке видеопроката, с миллионами клиентов, огромной выручкой, талантливым руководителем, какая-то мелкая, убыточная фирмёшка?» — вспоминает Хастингс. В 2002 году, через два года после той встречи, Netflix впервые выставил на торги свои акции. В 2010 году руководство Blockbuster объявило о банкротстве. К началу 2019 года от некогда огромной сети остался лишь один пункт видеопроката. Компания не осилила переход от проката дисков к потоковому вещанию. Почему Netflix смог приспособиться к переменам, а Blockbuster не сумел? О том, какие преимущества помогли компании не только выжить, но и стать одним из лидеров нового рынка, Ричард Хастингс рассказывает в своей книге «Никаких правил», которая выходит в ноябре в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Inc. публикует отрывок.
Уроки кризиса
Весной 2001 года разразился кризис: лопнул первый интернет-пузырь; тысячи доткомов разорились и ушли с рынка. Приток инвестиций иссяк, и мы не могли потянуть без необходимого дополнительного финансирования. Показатели ушли в минус. Треть команды пришлось сократить. В офисе царило уныние. Мы с Марком и Патти Маккорд (она пришла со мной из Pure Software и возглавила HR-отдел) принялись изучать личные дела сотрудников.
Откровенно плохих работников у нас не было. Так что мы решили разбить коллектив на две группы: 80 звёзд, которых мы оставим в компании при любом раскладе, и 40 середнячков, с которыми можно будет расстаться. Тех, кто буквально фонтанировал идеями, много и плодотворно работал, хорошо вписывался в команду, мы сразу же отправили в звёздную папку.
Труднее было с пограничными случаями. В коллективе имелись, например, отличные коллеги и друзья, но заурядные работники. А были те, кто работал не покладая рук, но не всегда принимал верные решения и нуждался в постоянном присмотре. Были очень талантливые и усердные люди, но при этом нытики и пессимисты. С большинством из них необходимо было расстаться. Решение всякий раз давалось нам нелегко.
Перед массовым сокращением моя жена стала обращать внимание, что я очень издерган. Она была права. Я боялся, что сотрудники окончательно утратят мотивацию. Я не сомневался: после того как мы уволим их друзей и коллег, оставшиеся решат, что компания ни в грош не ставит своих работников. Конечно же, все разозлятся. Хуже того: оставшимся придётся взять на себя функции уволенных, и атмосфера накалится до предела. Нам уже сейчас не хватает денег. Можем ли мы позволить себе дальнейшее падение боевого духа?