Когда в КХЛ появится команда из Швейцарии
Как устроен бизнес швейцарского хоккея, сколько зарабатывают игроки и почему местные клубы не хотят в КХЛ
КХЛ давно мечтает о расширении своей географии. Эта мечта даже зафиксирована в долгосрочной стратегии развития лиги. В 2018-м в рамках реализации плана экспансии КХЛ устроила серию выездных матчей — KHL World Games, чтобы протестировать новые рынки, а также познакомить потенциальных спонсоров, зрителей и местные клубы со своим продуктом. «Очень важна работа на имидж среди национальных федераций и лиг, — объяснил Forbes суть проекта президент КХЛ Дмитрий Чернышенко. — Они не должны рассматривать нас как завоевателей. Мы должны работать на общую цель — развивать хоккей».
В рамках KHL World Games 2018 братиславский «Слован» провел два домашних матча регулярного чемпионата (против СКА и ЦСКА) в Вене, а затем рижское «Динамо» принимало те же СКА и ЦСКА в Цюрихе. Лига полностью взяла на себя организационные расходы, а также компенсировала упущенный доход командам, выступавшим в роли хозяев.
Общий счет четырех побед российских клубов — 24 : 1, итоговая посещаемость за 4 матча — 20 314 зрителей, при вместимости арен в 7022/11 200 мест (Вена/Цюрих) и стоимости билетов в €15-28 (Вена) и €26-79 (Цюрих). «Планирую, что через сезон КХЛ прибавит клуб из Европы и один азиатский, — рассказал Forbes Чернышенко. — Сейчас мы ведем переговоры с четырьмя клубами из четырех разных стран. Мы хотим видеть в КХЛ команды, в которых мы уверены — что они не передумают через год, что у них не кончатся деньги, что они принесут лиге дополнительный доход».
Подходящей кандидатурой мог бы стать хоккейный клуб «Цюрих Лайонс» — действующий чемпион Швейцарии, одна из самых богатых (бюджет — ₣32 млн) и посещаемых (8863 зрителя в среднем на матче в сезоне 2017/18) команд страны. Forbes поговорил с генеральным директором клуба Питером Занеромо том, как устроен хоккейный бизнес в Швейцарии и почему местные команды не торопятся в КХЛ.
Про клубы и лигу
Только два типа маркетинговых прав лига продает централизованно: телеправа и партнерский контракт с PostFinance (финансовый сервис почтового ведомства Швейцарии, пятое по величине розничное финансовое учреждение страны. — Forbes). Большая часть прибыли от этих сделок достается клубам. По действующему до 2022 года пятилетнему контракту (с компанией UPC. — Forbes) общий доход от реализации телеправ составляет ₣35 млн за сезон [согласно отчету Ernst&Young, доход КХЛ по аналогичной статье — 640 млн рублей, или ₣9,2 млн. — Forbes]. Предыдущее соглашение стоило почти в три раза дешевле. Однако с этой суммы сначала выплачивается комиссия агентству, так что для распределения остается около ₣30 млн. Каждый из 12 клубов топ-лиги получает около ₣2 млн, причем вне зависимости от результата в чемпионате. И все клубы с этим согласны. Это справедливо. Если у команды случился неудачный сезон, она не должна страдать финансово. 11 команд второй лиги получают примерно по ₣300 000. Если в целом, то топ-лига забирает около ₣20 млн, вторая — ₣3-4 млн. Остальное идет федерации, на сборную и развитие молодежного хоккея. Международные телеправа принадлежат вещателю, но они не приносят серьезного дохода — несколько сотен тысяч франков, не больше. Швейцарский хоккей не так интересен другим странам.