Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историйЗнаменитости

Валентина Панина. На чемоданах

Наши спектакли обсуждали в Министерстве культуры, и некая критикесса крайне нелестно оценила мою работу. На том разборе полетов я сидела в первом ряду. Вдруг слышу: "У вас есть актриса Панина, не понимаю, почему она играет все эти роли. Ни голоса, ни внешности, ни дарования".

Беседовала Наталья Черных

Фото: Дмитрий Фуфаев

Моя первая роль в кино обернулась полным провалом — по крайней мере, я так думала. Это была императрица Елизавета Петровна в популярном фильме «Баллада о Беринге и его друзьях». Попала я на площадку в 1969 году, на пробы пригласили ассистенты по актерам с «Ленфильма». Они в те времена обихаживали всех новичков, появлявшихся в театрах, а я как раз после выпуска из столичной «Щепки» переехала в Ленинград и поступила в Александринку.

Утвердили сразу, я летала как на крыльях: императрица — это вам не фунт изюма! Будто попала в другой мир, окунувшись в атмосферу той эпохи. К моему восторгу, в картине снимались популярнейшие Вия Артмане и Игорь Ледогоров, с которым была совместная сцена. На премьеру в кинотеатр «Аврора» пошла одна: не стала хвастаться дебютом перед друзьями и коллегами. Даже не воспользовалась приглашением, купила билет.

И вот императрица идет по бальной зале... Смотрю на себя на экране и улыбаюсь, как дурочка: какие прическа, наряд, осанка! Но тут Елизавета Петровна заговорила чужим голосом. Оказалось, меня переозвучили! Я чуть не затопила слезами зрительный зал. Выйдя из кинотеатра, брела по Невскому, продолжая рыдать. Все думала, что с ролью не справилась. Вернувшись домой, решила собрать чемоданы и уехать к родителям в Омск.

Собирать чемоданы — моя давняя привычка. Делала это много раз в жизни, когда чувствовала горечь, обиду, отчаяние, но всегда кто-то в последний момент останавливал. Так случилось и после злополучной премьеры. Я тогда обитала в общежитии цирка, комнаты там давали всем молодым актерам театра. Рядом с нами жили «маленькие люди», у них было свое ревю. И вот возвращаюсь после премьеры вся в слезах, а эти ребята меня обступили, говорили какие-то душевные слова и так утешали, что я успокоилась и... разобрала чемодан.

Правда, осталась не только из-за дружеской поддержки. На самом деле я обожала Ленинград. Радовалась каждый день просто от того, что хожу по этим улицам, вижу эти величественные здания, слышу шум Невского проспекта. Мечтала попасть сюда с детства: про сказочный город, свою родину, рассказывала подруга Света, отца которой перевели когда-то служить в Омск. Я слушала и не могла представить, что когда-нибудь это чудо увижу, ведь родилась на другом конце страны — в Сибири.

В дипломном спектакле Щепкинского училища «Мать» по роману Горького. Фото: из архива В. Паниной

Отец Виктор Дмитриевич Матюкин был хирургом, прошел всю войну — до Берлина. Во время боев под Ржевом познакомился с восемнадцатилетней мамой, попав в ее дом на постой. Родители влюбились друг в друга без памяти. Папа сказал: «Ниночка, я могу погибнуть, давай распишемся, тогда на законных основаниях отправлю тебя в Омск к своей семье». Мама рассказывала, как они бежали за справкой о регистрации к командному пункту по полю, а на них пикировал немецкий самолет.

В Омске папины родители сразу приняли невестку. Было очень смешно, когда мама ходила на танцы с бабушкой Настей. Дед Митя хмыкал и удивлялся:

— Зачем это?

А бабушка отвечала:

— Она ж молоденькая, совсем девчонка, ей надо. Потанцует, вместе и придем.

Маму весь вечер приглашали кавалеры: она была миниатюрной, с точеной фигуркой и очень обаятельной. Потом поклонники напрашивались проводить барышню до дома. Тут-то и ждал их главный сюрприз: «Я не одна, со свекровью». Краснея, кавалеры спрашивали разрешения у бабушки и провожали обеих.

После войны папа перевез в Омск маминых сестер. Все вместе жили в одной комнате большой коммунальной квартиры, там я и появилась на свет.

Уже в детстве стало понятно, что ребенок слегка «не от мира сего». Со мной происходили невероятно смешные истории. Помню, написала письмо в космос: «Дорогие инопланетяне! Вы всерьез интересуетесь человечеством. Я его представитель и готова пожертвовать собой. Можете взять меня для исследования, только сделайте так, чтобы было не очень больно».

В тринадцать влюбилась в мальчика из соседнего «генеральского» дома и захотела произвести на него впечатление. Поинтересовалась у бабушки, как навести румянец (я была очень бледной). «Мы натирали щеки отварной свеклой», — отозвалась она. Я идеей воспользовалась, но с румянцем переборщила. Когда вышла во двор, считая себя писаной красавицей, смотрели на меня, мягко говоря, удивленно. В общем, мальчик запомнил, но дружить почему-то не стал.

В «Объяснении в любви» Ильи Авербаха я озвучивала польскую актрису Эву Шикульску... Фото: архив 7 дней

После школы поступила в Омский педагогический — решила пойти по стопам мамы, работавшей учителем русского языка и литературы. На мое счастье, в институте был драмкружок, в который тут же записалась. Вернее, сначала разрывалась между театром и пением, но лицедейство все-таки победило. Вскоре я уже не могла представить жизни без сцены. Запоем читала пьесы и стихи, которые мы собирали в спектакли. Мне нравилось все: не только играть, но и делать декорации, бутафорию, шить костюмы. После второго курса решила рискнуть: с двумя подругами отправилась в Москву поступать в театральный.

Я мечтала о «Щуке», но туда не приняли. Все туры прошла только в «Щепке», где набирал курс Виктор Коршунов, однако в итоговом списке не увидела своей фамилии. Вздохнула, собрала чемодан и пошла в училище прощаться с ребятами: до поезда оставалось четыре часа. В коридоре столкнулась со своим педагогом.

Он удивился:

— Ты что здесь делаешь? Почему не в аудитории, не пишешь сочинение?

— Не допущена. Пойду, у меня поезд скоро.

— Никуда не уходи, сейчас все выясню!

Уж не знаю, что он во мне увидел. Я выглядела как Фрося Бурлакова: в выходном старомодном платье и с косами до пояса. Но Коршунов убедил приемную комиссию, что эту провинциальную девчонку не надо отсеивать. Сочинение написала, поступила на его курс, получила справку в ректорате и отправилась в Омск забирать документы из пединститута.

В поезде украли чемодан. Я лишилась всего добра, денег, но паспорт, билет и заветная справка о поступлении, слава богу, лежали в кармане. Ехать долго, трое суток, забилась на верхнюю полку и решила: как-нибудь выживу без еды. От голода спасла пожилая попутчица, которая все поняла и молча протянула сухарик и вареное яйцо. Кормила меня, пока не доехали...

...позже мы пересеклись на «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля. Я играла императрицу Александру Федоровну, Эва — Полину Гебль, жену декабриста Анненкова. Фото: архив 7 дней

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что» Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что»

Было бы нечестно скрыть от поклонников факт расставания Агаты Муцениеце и Павла

Караван историй
Большие носовые пазухи обрекли пещерных медведей на веганскую смерть Большие носовые пазухи обрекли пещерных медведей на веганскую смерть

Вероятно, причиной гибели пещерных медведей послужили крупные носовые пазухи

N+1
Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы» Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы»

«О чем размышляет мужчина, которому за пятьдесят?»

Караван историй
Как парижские рестораны переживают кризис: 4 истории французских шефов Как парижские рестораны переживают кризис: 4 истории французских шефов

Как владельцы ресторанов во Франции справляются с кризисом

Esquire
Евгения Крюкова: Евгения Крюкова:

Интервью со звездой сериала «Подражатель» Евгенией Крюковой

Караван историй
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...» Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...»

В юности у меня была странная фантазия

Караван историй
Мануэла Бортоламеолли о главных трендах, вкусах клиентов и работе с семьей Мануэла Бортоламеолли о главных трендах, вкусах клиентов и работе с семьей

Мануэла Бортоламеолли – о личной жизни и главных трендах 2020 года

Cosmopolitan
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Ровные, белые, свои Ровные, белые, свои

Зубы — конечно, самая крепкая кость в нашем организме, но иногда ломаются и они

Добрые советы
На страже ее величества На страже ее величества

Вот уже двадцать пять лет Анджела Келли отвечает за гардероб английской королевы

Караван историй
Критический реализм Критический реализм

На Крите можно купаться и загорать с мая по октябрь

Cosmopolitan
Рустам Сагдуллаев. Ромео союзного значения Рустам Сагдуллаев. Ромео союзного значения

Фильму «В бой идут одни «старики» уже почти полвека

Караван историй
Краткая история музыки: почему нам нравятся эти звуки Краткая история музыки: почему нам нравятся эти звуки

Поиск оптимального музыкального звукоряда схож с поиском идеального календаря

Популярная механика
Ей причинили роль Ей причинили роль

Как сложились судьбы звезд легендарного порнофильма «Глубокая глотка»

Esquire
Ганфайтеры: самые меткие стрелки современности Ганфайтеры: самые меткие стрелки современности

Менее чем за одну секунду Говард Дерби может безошибочно поразить пять целей

Популярная механика
Наталья Гвоздикова. Берегите любовь Наталья Гвоздикова. Берегите любовь

Наталья Гвоздикова — о своем браке с Евгением Жариковым

Коллекция. Караван историй
Новая реальность: каким будет мир во время карантина и после него Новая реальность: каким будет мир во время карантина и после него

О том, насколько важно принять ситуацию с карантином и как не сойти с ума

РБК
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
11 привычек, которые разрушают наш позвоночник 11 привычек, которые разрушают наш позвоночник

Проверьте, нет ли этих привычек в вашем арсенале?

Cosmopolitan
Просто красавица Просто красавица

Тина Кунаки — о преимуществах брака с Венсаном Касселем и роли соцсетей в мире

Tatler
Слишком светло: найдена причина раннего старения горожанок Слишком светло: найдена причина раннего старения горожанок

Из-за искусственного освещения наш организм стареет в несколько раз быстрее

Cosmopolitan
Чего боялись Альфред Хичкок, Стивен Кинг и другие «короли ужасов» Чего боялись Альфред Хичкок, Стивен Кинг и другие «короли ужасов»

Даже у гениальных умельцев создавать ужас были свои фобии

GQ

Хочешь чего-то новенького? Начни с цвета волос!

Cosmopolitan
15 скрытых цитат из киноклассики в «Симпсонах» 15 скрытых цитат из киноклассики в «Симпсонах»

Симпсоны живут не пончиками едиными. Есть ещё духовная пища в пороховницах!

Maxim
Родите – пройдёт: как и почему женщин отказываются лечить Родите – пройдёт: как и почему женщин отказываются лечить

Женщины вовремя обращаются к врачам, но все равно позже получают верный диагноз

Cosmopolitan
10 стоящих фильмов Netflix, которые ты, скорее всего, еще не видел 10 стоящих фильмов Netflix, которые ты, скорее всего, еще не видел

Лучшее время, чтобы ознакомиться с этими картинами от Netflix

Maxim
Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф

Очерк четвёртый: «Стремление к истине ценнее обладания ею»

Наука и жизнь

Принц Чарльз ждет своей очереди на трон дольше всех

Cosmopolitan
Самоизоляция: создаем условия для изменений к лучшему Самоизоляция: создаем условия для изменений к лучшему

Как лучше адаптироваться к непростому периоду самоизоляции

Psychologies
Открыть в приложении