Избежать провала. Как подготовиться к публичному выступлению
Не соглашайтесь выступать перед аудиторией после обеда — это сложнее всего. Свое выступление надо строить в зависимости от времени дня и состава аудитории
Публичные выступления давно стали популярным инструментом бизнес-коммуникаций. Хочешь, чтобы о твоей идее узнали, — значит, тебе прямая дорога в спикеры конференций, форумов и семинаров. Спокойно выйти на сцену, произвести впечатление легкой шуткой и в то же время показать себя настоящим профессионалом и оставить после себя шум восторженных аплодисментов хотят все. Но не у всех это получается. Тем не менее людей, сидящих в зале, можно покорить с помощью нехитрых приемов. Быть оратором уровня Стива Джобса для этого совсем не обязательно.
Прием 1. Успокойтесь и игнорируйте недовольных
Волнуются перед выходом на сцену абсолютно все, и это нормально. А почему мы волнуемся? Наш главный страх состоит в том, что аудитория нас не поймет и не оценит. Надо осознавать, что не все, кто пришел в этот зал и слушает презентацию, при вашем выходе будут преданно смотреть на вас и внимательно слушать. Люди с недовольными или скучающими лицами в аудитории будут всегда, и это может быть вызвано причинами, совершенно не зависящими от спикера (у людей бывают разные жизненные ситуации). Недавнее исследование китайских ученых показывает, что если спикер концентрируется во время выступления на зрителях со скучающим или безразличным выражением лица, то уровень его стресса только растет. Нужно задержать взгляд на тех, кто согласно кивает в ответ на ваши фразы и улыбается шуткам. Это придаст вам уверенности. Выйдя на сцену и начав рассказ, не спешите тут же анализировать обратную связь с аудиторией. Сосредоточьтесь на своем выступлении.
Прием 2. Оставьте в презентации самые простые и мощные факты
Самая распространенная ошибка начинающих ораторов — стараться дать аудитории как можно больше информации и готовить выступление, которое наверняка не уложится в тайминг мероприятия. Ведь тема презентации всегда сложна и многогранна. Надо понимать, что попытка объять необъятное никогда не приведет к успеху. Ко мне часто обращаются предприниматели, которым предстоит презентовать стартап перед потенциальными инвесторами. На питчинг проекта отводится всего пять минут. Это большая проблема для выступающего. Чем меньше у вас времени, тем весомее должно быть каждое сказанное слово. Согласно ключевому правилу визуализации, каждую мысль должен иллюстрировать один слайд. Одной клиентке, представлявшей на конкурсе стартапов свой проект из Кремниевой долины, мы на треть сократили презентацию и оставили в ней только самые мощные, «продающие» факты. Все, что не вошло, включили в раздаточные материалы с примерами. Поскольку выступление оказалось короче запланированного, у конкурсантки высвободилось время и завязалась дискуссия с жюри. Такое обсуждение в свободной форме как раз и позволило вовлечь аудиторию в беседу, ответить именно на те вопросы, которые были наиболее важны.