Художник Николай Кошелев: «Мне очень нравится жить в окружении своих работ»
Николай Кошелев 11 лет живет и работает в Нью-Йорке. Мировой локдаун застал его врасплох, заставив задержаться в Москве. Но вынужденная смена декораций только усилила творческий потенциал – результатом стала выставка в Третьяковской галерее.
Два года назад со страниц GQ вы пообещали нам грандиозную выставку. И вот проект «Moon Pool. Архив» представлен в Третьяковской галерее. Пандемия не помешала осуществлению ваших планов?
Скорее даже помогла. Я оказался в Москве 16 марта прошлого года. Прилетел сюда с маленьким рюкзачком, ноутбуком и зубной щеткой. Планировал ненадолго. Но каждый день ситуация становилось все хуже, пока не дошло до полного локдауна. Тогда я решил – ладно, надо заказывать холсты. И если посмотреть список работ, представленных на выставке, 85 % того, что мы сегодня показываем, я сделал здесь.
Как возникла идея организовать выставку в Третьяковской галерее и как удалось ее реализовать?
Все получилось благодаря участию галереи «Триумф» и поддержке проекта Meet for Charity, который уделяет серьезное внимание развитию меценатства в России. И конечно, доверию со стороны Третьяковской галереи.
А началось все четыре года назад, когда я рассказал Дмитрию Ханкину (совладельцу галереи «Триумф»), что занимаюсь балетной постановкой – Серебряный век, тонкая связь с русскими символистами. В моем телефоне на тот момент было уже около 400 работ – эскизы костюмов, декорации. Он посмотрел и сказал: «Надо делать выставку».
Выставка работ, созданных вымышленным героем, современником Дягилева, постановка балета, неоконченная из-за безвременного ухода художника из жизни. Почему за вдохновением вы обратились к Дягилевским сезонам?
В магистратуре Нью-Йоркской академии искусств меня учили обращаться к своему наследию. И там искать ответы на вопросы: кто ты есть и почему ты – это ты?
А еще я все детство провел в Третьяковской галерее. Мне было лет восемь, когда я впервые увидел картины Добужинского, Борисова-Мусатова. Это было очень сильное впечатление.
После окончания магистратуры остро встал вопрос, что делать дальше, и я решил попробовать протянуть тонкую, невидимую нить, которая связала бы меня с этими художниками. Вступить с ними в диалог я мог только через вымышленного героя.
Так родилась идея этого проекта – придуманный художник, его случайные встречи с Дягилевым, работа над сценографией и костюмами для нового балета Русских сезонов. Я продумал историю этого героя досконально. Как он выглядит, из какой он семьи, чем живет, как проводит день, как влюбляется в русских балерин, с кем состоит в переписке. У него есть легенда, у него есть имя. Я создавал свой проект через призму его видения. Все материалы, которые я использовал, – из того времени: глина, глазурь, песок, пигмент, лен, старая архивная бумага. Я покупал ее в Нью-Йорке на аукционах.