Футбольный сезон окончен. Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику
18 июля 1937 года родился американский журналист и писатель Хантер Томпсон. Он придумал жанр гонзо — и навсегда изменил представление о том, как может выглядеть репортаж. Как писал Хантер Томпсон — в материале «Сноба»
Хантер Томпсон — скандально известный бунтарь и главный революционер американской журналистики XX века. Именно он изобрел новаторский стиль гонзо, который перевернул представление о том, как можно писать репортажи. Раз за разом вместо необходимой заметки в 250 слов с очередного ничем не примечательного спортивного соревнования писатель привозил журналу Sports Illustrated, на который долгие годы работал, многостраничные опусы о своих наркотических злоключениях — и редакции это очень нравилось. «Между приступами смеха мы перебрасывали друг другу наши любимые строчки», — рассказывал главный редактор издания Пол Скэнлон в интервью Rolling Stones.
Томпсон был настоящим панком. В середине 1960-х он целый год провел с байкерами из скандально известной группировки «Ангелы Ада» и по итогам написал большой комплиментарный материал о быте людей, которых в то время боялась и обвиняла в самых разных преступлениях половина населения страны. При этом журналист часто вел себя абсолютно непрофессионально. Однажды Томпсон брал большое интервью у американского президента Джимми Картера. Разговор получился обстоятельным, глубоким, главе государства пришелся по душе развязный стиль собеседника. Но через неделю выяснилось, что запись разговора пропала. Казалось бы, с кем ни бывает. Выронил где-то или оставил, такое случается. Журналист снова взял у Картера интервью и снова потерял все записи. Нарочно ли — кто знает.
Что такое гонзо
Термин гонзо (то есть «поехавший», «чокнутый») придумал американский журналист Билл Кардозо, когда прочитал опубликованный в Scanlan’s Monthly рассказ Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (1970). Изначально Томпсон не собирался писать никакой рассказ — редакция журнала попросила его подготовить небольшой комментарий к фоторепортажу с лошадиных скачек. Оказавшись на месте, журналист понял, что следить за происходящим на трибунах алкогольным угаром ему намного интереснее, чем смотреть дерби, и написал материал, где в мельчайших подробностях изложил, как проводят время посетители соревнований. Томпсон так увлекся окружающим безумием, что даже забыл упомянуть, какая лошадь в итоге пришла к финишу первой. Этим текстом репортер по собственным словам «покончил с американской журналистикой» — и в то же время совершил в ней настоящий переворот. Именно благодаря Томпсону журналистика стала литературой, а его репортажи начали издаваться как полноценные книги.
Главный герой — то есть сам репортер — в текстах жанра гонзо не наблюдает за событиями со стороны, а является их непосредственным участником, пишет о своем собственном опыте, не опираясь вообще ни на какие источники. Стилистически такие материалы должны быть максимально свободными — полными сарказма, нецензурной брани и хлесткого авторского сленга. Журналист, как бы странно это ни звучало, использует минимум фактов. Его главная задача — правильно передать атмосферу, оживить для читателя описываемое событие, написать увлекательный рассказ. Сам Хантер Томпсон считал, что репортаж не просто может, а должен быть субъективным, потому что только благодаря заметной авторской точке зрения читатель может на самом деле вовлечься в происходящее, как будто побывать на том мероприятии, о котором рассказывается в тексте.