Будущее постиндустриальной экономики

Позитивные измененияНаука

«Не работаем, но занимаемся ремеслом»

Будущее постиндустриальной экономики

0:00 /
814.054

В рубрике «Простыми словами» мы публикуем материалы, которые, как и заявлено в названии, — написаны просто, без претензии на «научность». Такие статьи по своему жанру близки к эссе и представляют собой авторский взгляд, размышление на социально значимую тему. «Ручной труд, пережив тяжелейший период застоя во время индустриальной эпохи, возвращается к нам в новом обличье», — уверена социальный предприниматель Екатерина Затуливетер. Грань между покупателями и производителями размывается. Появляется новая модель потребления — просьюмеризм. Почему ремесленный труд нужно взять из прошлого в будущее и как это поможет человечеству уйти от массового потребительства к обществу просьюмеризма — в ее авторской статье.

Изменчивый мир

Мир меняется. Одна эпоха приходит на смену другой. Каждый такой переход становится тяжелым испытанием для человечества. В нас зашит механизм сопротивления переменам, но именно изменения помогают выживать, адаптироваться и эволюционировать.

Индустриальная эпоха дала человечеству множество инноваций, вывела на новый невиданный уровень развития. Однако чуть не привела нашу цивилизацию на грань уничтожения.

Сейчас мы переживаем переход от индустриальной к постиндустриальной эпохе развития человечества. Это то, что Элвин Тоффлер называет «третьей волной»1, а Альберт Венгер в своей книге «Мир после капитала»2 — переходом к эпохе знаний. Полная смена уклада жизни означает: меняется то, как мы живем, чем мы занимаемся, как обеспечиваем себе пропитание, как выстраиваем взаимоотношения с другими людьми, как рожаем и воспитываем детей и т. п.

1 Toffler, A. (2022). The third wave: The classic study of tomorrow. Bantam.

2 Wenger, A. (2021). The World After Capital.

В каждую эпоху (а человечество за время своего существования пережило три3), есть свой дефицит, вокруг которого выстраивается жизнь всего общества. Переход от одного дефицита к другому обуславливается инновацией. В эпоху собирательства дефицитом была еда: забил мамонта — живешь какое-то время спокойно, не забил — умираешь с голода.

3 Имеется в виду эпоха собирательства, аграрная и индустриальная (прим. ред.).

Аграрная эпоха вступает в свои права в момент изобретения сельского хозяйства. Еда перестает быть дефицитом, им становится земля, т. к. на ней можно выращивать еду впрок. Теперь, если у тебя есть земля, то жизнь твоя успешна, а если земли у тебя нет, то ты идешь в рабство к тому, у кого она есть. Выживать охотой и собирательством становится намного сложнее, чем раньше, т. к. земля теперь кому-то принадлежит.

С изобретением технологий дефицит перемещается от земли к капиталу. Теперь, если у тебя есть капитал, ты успешен, а земля больше ничего не значит, т. к. с помощью технологий ты можешь на маленьком участке земли вырастить в десятки раз больше, чем раньше. К примеру, сегодня, чтобы прокормить население планеты в 8 млн человек, требуется 20% от всей той земли, которую использовали в аграрную эпоху, чтобы прокормить 1 млн человек. Снова инновация становится толчком к переходу человечества на новую ступень (см. Таблица 1).

Таблица 1. Дефициты и инновации трех эпох в развитии человечества (по А. Венгеру)

Эпоха Инновация Дефицит
Собирательства   Еда
Аграрная Сельское хозяйство Земля
Индустриальная Технологии Капитал

 

Уклад жизни людей выстраивается вокруг дефицита. В эпоху собирательства мы жили в пещерах, существовала полигамия, основными занятиями были охота и собирательство.

В аграрную эпоху с изобретением сельского хозяйства мы переезжаем в дома, устанавливается моногамия, рожаем много детей в каждой семье, живем большой семьей вместе, чтобы легче было обработать большое количество земли. Вся жизнь течет в соответствии с сезонами года.

В индустриальную эпоху происходит массовый переезд людей из деревень в города. Семьи из больших становятся маленькими. Теперь ребенок — это не дополнительная рабочая сила на земле, а человек, которому нужно дать образование и помочь устроиться в жизни. Работа впервые приобретает то значение, что имеет сейчас: конкретные рабочие часы с утра до вечера на заводе или в офисе за оплату труда в конце месяца (или другого временного промежутка). Владельцы капитала диктуют условия, остальные тратят жизнь на то, чтобы завладеть хоть какой-то частичкой капитала. Ручной труд теряет свою ценность, массовое производство приходит ему на смену.

Экономика внимания

Сегодня мы находимся на пороге новой эпохи, а значит и нового уклада жизни. Что мы уже знаем? Инновация, которая стала толчком к переходу — это цифровые технологии. А капитал, как когда-то еда и земля, перестает быть дефицитом. В новой экономике дефицитом становится внимание (см. Таблица 2).

Таблица 2. Дефициты и инновации четырех эпох в развитии человечества (по А. Венгеру)

Эпоха Инновация Дефицит
Собирательства   Еда
Аграрная Сельское хозяйство Земля
Индустриальная Технологии Капитал
Знаний Цифровые технологии Внимание

 

Наш уклад жизни в этих новых условиях тоже меняется. Цифровые технологии дают возможность людям жить там, где им нравится, без привязки к физическому месту добычи ресурса. При этом в новую эпоху не произойдет такого массового скопления людей в одном типе мест (как в городах в индустриальную эпоху или в деревнях в аграрную). Люди будут распределяться по разным территориям: одни переезжают в деревни, другие остаются в городах, кто-то едет к морю, а кто-то в горы. Важным становится найти свое место, понять, что тебе нравится и чего хочется.

Характеристикой семей тоже станет разнообразие, отсутствие одного признака (как большие семьи в аграрную эпоху или малые в индустриальную). В постиндустриальной эпохе будут и большие семьи, и малые, и семьи из одного человека, и возможно целые поселения-семьи.

Подвергнутся серьезным изменениям все «фабрики»: детские сады, школы, больницы, дома для престарелых и т. д. Все они были созданы для того, чтобы работающее население с утра до вечера могло проводить время, зарабатывая на жизнь на заводах и в офисах, не отвлекаясь на заботу о детях, больных и пожилых. В новую эру люди намного больше времени будут проводить с семьей. Альфа-версию такой жизни мы попробовали во время локдауна в 2020 году.

Работа vs. саморазвитие и решение глобальных задач

Работа перестанет быть местом, куда нужно приходить по будням и получать зарплату в конце месяца. Уже сейчас идут дебаты о том, что люди тратят огромное количество времени на ненужную и/или вредную работу. В то же время не решаются глобальные вызовы человечества, от которых зависит выживание нашей цивилизации. Один из таких сценариев красочно описан в фильме «Не смотрите наверх».

Вся концепция «работы» подвергается переосмыслению. Одним из предположений рассматривается введение безусловного базового дохода (ББД). Гипотеза ББД в том, что человек, получая базовый доход на все свои нужды, не будет тратить время на бесполезную работу ради зарплаты, и тогда освободившееся время разделится на две части: внимание на себя и внимание на решение глобальных задач.

Внимание на себя включает саморазвитие, понимание смысла жизни, своего предназначения (т. е. те вопросы, над которыми нет времени задуматься в индустриальном мире), а также внимание на близких — детей, семью, друзей (тех, кому зачастую не удается уделить качественное время в гонке индустриального мира).

Внимание на решение глобальных задач будет больше похоже на ту «работу», которую сейчас выполняют некоторые благотворительные организации, исследовательские центры и фонды. Если мы, как цивилизация, хотим выжить, всему человечеству необходимо сделать акцент на глобальных вызовах, которые могут привести к нашему исчезновению. Альберт Венгер называет постиндустриальную эпоху эпохой знаний именно потому, что человечеству необходимо сгенерить огромное количество знаний, чтобы выжить.

Конечно, не вся работа в ее индустриальном понимании исчезнет, как никуда не делось сельское хозяйство. Предположу, что по аналогии с землей, от всей «работы», которая существует сейчас, останется 20% профессий — например, пожарные.

80% безработицы на планете — это немало, но важно понимать, что привычная нам концепция «работы» появилась не так давно и только по причине смены эпох. Именно труд на заводах и в офисах больше всего подходит для борьбы за дефицит индустриальной эпохи — капитал. Со сменой дефицита меняется и жизненный уклад. Не нужно расценивать этот процент с точки зрения капиталистического рынка. В новой эпохе другие критерии. И, конечно, этот процесс будет происходить постепенно, а не единовременно. К тому же помним, что «работа» пришла на смену рабству и крепостничеству и с этой точки зрения была большим прогрессом развития человечества.

Это не означает, что процесс потери работы большинством населения планеты будет простым. Как и в переход от аграрной эпохи к индустриальной, будут те, кто поймет, какие значительные изменения грядут, и вовремя сменит свой жизненный уклад, и будут те, кто до последнего будет цепляться за уходящее.

Еще одна важная черта наступающей эпохи, которая значительно влияет на возникновение новой экономической системы, — это переход от желаний к потребностям. Индустриальная эпоха учила нас создавать желания в наших головах. Например, у человека есть потребность в пище, а устрицы с белым вином — это желание, но не потребность. И одно дело, когда человек по-настоящему хочет устриц с белым вином, а другое — когда это навязано рынком. Чем больше люди будут задумываться, чего же они на самом деле хотят, что для них по-настоящему важно, тем сложнее будет системе с массовым потреблением манипулировать желаниями людей, и это приведет к ее упадку. Это не очередной экономический кризис, это переход к новой эпохе с совсем другими правилами.

Ручной труд как спасение человечества в новой эпохе

Ручной труд, ремесленничество, не имевшее шансов к процветанию в индустриальную эпоху, в эпоху знаний становится спасением. Умение работать руками решает сразу множество запросов человека:

  • Внимательное и медленное создание материальных предметов своими руками возвращает людей из ума в тело.
  • Качественная долговечная продукция вместо массовой, низкокачественной и часто заменяемой.
  • Позитивное влияние творчества, работы руками на психологическое состояние человека.

В моем проекте «Путь ремесленника» мы помогаем той небольшой касте мастеров по всей стране понять свое предназначение, уметь проявлять его в своих изделиях и вместе со знаниями традиций нести ремесло в массы, не только создавая востребованные изделия, но и обучая этому окружающих. Спрос на ручной труд уже виден в рыночном предложении: возникает множество мастерских (столярных, гончарных, ювелирных и пр.), куда может прийти любой, и самостоятельно, либо обучаясь у мастера, создать для себя необходимые вещи.

Свободное время в таких мастерских, где ты можешь долго делать какой-то предмет (например, стол для своего дома), дает человеку долгосрочное состояние счастья, в отличие от покупки того же стола, где порция дофамина нам обеспечена ненадолго и только при условии, что купленный стол превысил наши ожидания.

Как только человек получает этот опыт, то на смену выходным в торговом центре приходят выходные за гончарным кругом. Так происходит переход от массового потребления к просьюмеризму4.

4 Просьюмер (англ. prosumer, от professional либо producer + consumer — «профессиональный потребитель» либо «производитель-потребитель») — человек, который принимает активное участие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых им самим. Термин предложен в 1980 году американским футурологом Элвином Тоффлером в книге «Третья волна». В обществе просьюмеров размываются границы между обладателями средств производства и конечными покупателями, между рабочим местом и жильем. Термин «просьюмер» иногда переводят как «производитель для себя». Источник: Википедия.

Может показаться, что просьюмеризм — это возвращение в аграрную эпоху: производство необходимого для себя. Однако просьюмеризм прошлого отличается от просьюмеризма будущего тем, что у него появляются новые характеристики: экологичность, уникальность и поддержка психологического здоровья. Также в ремесленничестве возникает и активно развивается направление технокрафта. Примером является ремесленный фен, т. е. созданный таким образом, чтобы при поломке владелец фена мог его самостоятельно починить. Также новый просьюмеризм уже активно работает в цифровом пространстве: люди сами генерят контент. Одни обошли по охватам федеральные или международные СМИ, а другие создают уникальный, востребованный контент для своих малых сообществ.

Сегодня мы находимся на пороге новой эпохи, а значит и нового уклада жизни. В новой экономике дефицитом становится внимание.

Многие из этих принципов экономики будущего были описаны еще в начале 1970-х британским экономистом Эрнстом Шумахером в книге «Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение»5.

5 Шумахер, Э. Ф. (2012). Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

Шаги в новую эпоху

Переход к новой экономической модели не будет простым. Уже сделано немало, чтобы подготовить почву для этого перехода, но большие усилия еще требуются. Каждый из нас стоит перед выбором: пойти в новое, неизвестное или держаться за старое, понятное. В мире всегда есть сопротивление переменам, а это создает напряжение. Однако, чем больше будет поддержки старого уклада жизни, тем дольше и сложнее будет переход.

Вот что можно делать человеку, который хочет уже сегодня шагнуть в неизвестную новую эпоху и тем самым обеспечить наиболее бережный переход от одного уклада жизни к другому:

  • Беречь свое психологическое здоровье — нам предстоит еще немало сложных лет и важно пройти их, сохранив себя в здравом уме.
  • Понять, что для нас по-настоящему важно, и целенаправленно уделять этому свое время. Возможно, это переезд туда, где хочется жить или дело, которым всегда хотелось заняться.
  • Уделять время близким, бережно относиться к окружающим.
  • Обеспечить себе подобие безусловного базового дохода: создать продукт/услугу, нуждающуюся в вашем времени только в момент его создания.
  • Учиться отличать желания от потребностей.
  • Учиться ручному труду и самообеспечению.

Больше не надо никуда бежать. Гонка сменяется созерцанием. Наступает время познания себя и окружающего мира.

Время подмены средств достижения целей на источники целей прошло. Уже бессмысленно ставить целью владение красивой машиной или яхтой. Капитала для всех достаточно. Индустриальная эпоха сгенерила необходимое количество капитала для всего человечества. Больше не надо никуда бежать. Гонка сменяется созерцанием. Наступает время познания себя и окружающего мира.

Екатерина Затуливетер, сооснователь Агентства по развитию малых территорий «ЦЕЛЬ11», идеолог проекта «Путь ремесленника», сооснователь Школы эволюционного лидерства


“Make Crafts, Not Business”

The Future of the Post-Industrial Economy

In this column, “In Simple Words,” we publish materials that, as the title states, are written in simple words, without trying to be “scientific.” These articles are more like essays, representing their authors’ views and reflecting socially significant topics.

“Manual labor, having survived the hardest period of stagnation during the Industrial Age, is now returning under a new guise,” social entrepreneur Ekaterina Zatuliveter believes. The line between consumers and producers is fading. Anew consumption model is emerging, called prosumerism. Why craft labor should be brought from the past into the future and how it will help humanity move away from mass consumerism to a society of prosumerism, are the topics of this original article.

A changing world

The world is changing. Eras come and go, replacing one another. Each transition becomes a severe test for the humankind. While the humans have a built-in mechanism to resist change, it is change that helps us survive, adapt and evolve.

The Industrial Age gave humankind many innovations, taking it to a new, unprecedented level of development. But it also nearly brought our civilization to the brink of destruction.

Right now we are transitioning from the Industrial to the Post-industrial Age of human development. This is what Alvin Toffler calls the “third wave”1, and Albert Wenger in his book “The World After Capital”2 calls it the transition to the age of knowledge.

1 Toffler, A. (2022). The third wave: The classic study of tomorrow. Bantam.

2 Wenger, A. (2021). The World After Capital.

A new era in the development of humankind means a complete change in the way we live our lives, what we do, how we provide for ourselves, how we relate to others, how we bear and raise children, etc.

Every era (of which the humankind has experienced three3 so far) is described through a scarcity around which the life of society as a whole was built. The transition from one scarcity to another happens as a result of innovation. In the Forager Age, food was in short supply: you kill a mammoth, and you can live happily for a while; you do not kill one — you starve to death.

3 The Forager, Agrarian and Industrial Societies (ed.).

The humankind entered the Agrarian Age the moment agriculture was invented. Food was no longer in scarcity, but land was, since this was the resource needed to grow food. This time, you could live a happy and successful life if you had land; if you didn’t, you had to become a slave for someone who had it. It became much harder to survive by hunting and gathering, because all land was owned by someone.

With the advent of technology, scarcity shifted from land to capital. This time, you had to have capital to be successful. Land meant nothing anymore, because the technology enabled growing dozens of times more crops than before. For example, feeding a world population of 8 million people only took 20% of the land that was used in the Agrarian Age to feed 1 million people. Again, innovation becomes the impetus for humanity’s transition to a new stage (see Table 1).

Table 1. Scarcity and Innovations of the Three Eras in Human Development (by A. Wenger)

Era Innovation Scarcity
Forager Age   Food
Agrarian Agriculture Land
Industrial Technologies Capital

 

People’s way of life is built around scarcity. In the Forager Age, we lived in caves, there was polygamy, and hunting and gathering were our main activities.

In the Agrarian Age, with the invention of agriculture, we moved into homes, monogamy was established, families had lots of children and lived happily together, to make it easier to work a large amount of land. Our entire life followed the seasons of the year.

The Industrial Age is marked with a largescale movement of people from the countryside to the cities. Families got smaller. A child was no longer an extra pair of hands to work the land, but a person who needed education and help in settling in life. This was the first time that work had acquired its modern form: fixed working hours from morning to evening at a factory or in an office, with monthly, or other regular payments. Capital owners dictated the terms, while the rest spent their lives trying to take possession of even a tiny fraction of the capital. Manual labor is losing its value, being replaced by mass production.

The attention economy

Today we are standing on the threshold of a new era, which means a new way of living. What do we know about it today? The innovation that spurred the transition was digital technology. Capital has ceased to be in short supply, as food and land did previously. In the new economy, the scarcity is attention (see Table 2).

Table 2. Scarcity and Innovations of the Four Eras in Human Development (by A. Wenger)

Era Innovation Scarcity
Forager Age   Food
Agrarian Agriculture Land
Industrial Technologies Capital
Knowledge Digital Technology Attention

 

This new environment means our way of life has to change accordingly. Digital technology enables the people to live where they like, without being tied to the physical location where a certain resource is produced. In this new era, people will no longer be accumulated around a certain place (such as the cities in the Industrial Age or the villages in the Agrarian Age). People will spread more or less evenly over different territories: some move to villages, others stay in the cities, some go to the sea, and some go to the mountains. It becomes important to find your place, to understand what you like and what you want.

Families, too, will become more diverse, lacking a single common attribute (which was peculiar of large families in the Agrarian Age or small ones in the Industrial Age). In the Post-industrial Age, there will be large families, small families, one-person families, and perhaps entire family settlements.

All “factories” will undergo serious changes: nurseries, schools, hospitals, elderly houses, etc. All of them were created so that the working people could spend their days making a living in factories and offices, without being distracted by caring after the children, the sick, and the elderly. In the new era, people will spend much more time with their families. We trialed an “alpha” version of such life during the lockdown in 2020.

Job vs. self-development and global problem solving

Job will cease to be a place where you have to come in on weekdays and get paid at the end of the month. There is already a debate going on about people wasting an enormous amount of time doing unnecessary and/or harmful work. At the same time, the global challenges faced by the humankind, on which the survival of our civilization depends, are left unaddressed. One such scenario is vividly presented in the 2021 motion picture “Don’t Look Up.”

The whole concept of “job” is being redefined. One of the assumptions considered is the introduction of universal basic income (UBI). The hypothesis behind UBI is that a person receiving basic income enough to cover all their needs, will not waste time on useless work just to make a living, and will instead use their free time to turn attention to themselves and to address global problems.

Turning attention to oneself includes self-development, understanding the meaning of life, one’s purpose (all the issues we have no time to reflect on in the industrial world), as well as attention to loved ones — children, family, friends (those who often cannot be given quality time in the haste of the industrial world).

The focus on global challenges will be more like the “work” currently being done by some charities, research centers, and foundations. If we are to survive as a civilization, all of the humankind needs to focus on the global challenges that could lead to our extinction. Albert Wenger calls the Post-industrial Age The Knowledge Age precisely because the humankind needs to generate enormous amounts of knowledge in order to survive.

Of course, not all jobs in its industrial sense will disappear, just as agriculture hasn’t vanished. I would assume that by drawing parallels with the land, of all the “job” that exists now, 20% of the professions would remain — for example, firefighters.

80% unemployment on the global scale is no small number, but it is important to understand that the concept of the “job” we are used to has emerged not so long ago and only because of the change of eras. Most people work at the factories and offices to acquire the capital that is the scarcity of the Industrial Age. As scarcity change, so does the way of life. This percentage should not be viewed from the perspective of the capitalist market. The new era has different criteria. And, of course, this process will happen gradually, not all at once. Besides, let us remember that “job” replaced slavery and serfdom, so it represented a great advance in human development from this perspective.

This does not mean that most of the world’s population losing their jobs will be a minor process. As in the transition from the agricultural society to the industrial era, there will be those who realize the significance of the change and adapt their way of life promptly, and there will be those who will cling to the end of what is passing.

Another important feature of the coming era that significantly influences the emergence of the new economic system is the shift from desires to needs. The Industrial Age taught us to create desires in our heads. For example, a person has a need for food, but oysters and white wine are a desire, not a need. It’s one thing when a person really wants oysters and white wine, and another thing when these desires are imposed by the market. The more people think about what they really want, what really matters to them, the harder it will be for a system based on mass consumption to manipulate people’s desires, and this will lead to its demise. This is not another economic crisis, but a transition to a new era with very different rules.

Manual labor as the salvation of humankind in the new era

Manual labor, craftsmanship, which had no chance to flourish in the industrial age, becomes the salvation in the The Knowledge Age. The ability to work with one’s hands solves many human needs:

  • Careful and slow creation of material objects with one’s own hands brings people back from the mind to the body.
  • High-quality, long-lasting products instead of mass-produced, low-quality and frequently replaced ones.
  • Creativity and manual work will have a positive effect on a person’s psychological state.

In my project The Artisan’s Journey, we help a small cohort of artisans across the country understand their purpose, be able to manifest it in their products and, together with knowledge of tradition, bring craft to the masses, not only creating in-demand products, but also teaching others to do so. The demand for craft labor can already be seen in the market supply chain: there are many workshops (carpentry, pottery, jewelry, etc.), where anyone can come and create the things they need on their own or by learning from a master.

Free time in such workshops, where you can spend a lot of time making an item you need (for example, a table for your home), gives a person a long-term state of happiness, unlike buying the same table, where the dopamine burst is short-lived and occurs only if the purchase exceeds our expectations.

Once one gets that experience, then weekends at the mall will be replaced by weekends at the potter’s wheel. This is the transition from mass consumption to prosumerism4.

4 A prosumer (professional or producer + consumer — “professional consumer” or “producer-consumer”) is a person who takes an active part in the process of making goods and services consumed by himself or herself. The term was proposed in 1980 by the American futurologist Alvin Toffler in his book “The Third Wave.” The prosumer society blurs the lines between the owners of the means of production and the final purchasers, between the workplace and home. The term “prosumer” is sometimes translated as “one’s own producer”. Source: Wikipedia.

It might seem that prosumerism is a return to the Agrarian Age, where everyone had to produce their own necessities. However, unlike prosumerism of the past, the prosumerism of the future has new properties: environmental focus, uniqueness and support for psychological health. Also, a new direction will emerge and actively develop within craftsmanship — that of technocraft. An example is a handcrafted hair dryer, designed so that the owner of the hair dryer can fix it easily if it breaks. The new prosumerism is already active in the digital space: people are generating content themselves. Some have greater reach than federal or international mainstream media, while others create unique, in-demand content for their small communities.

Today we are standing on the threshold of a new era, which means a new way of living. In the new economy, the scarcity is attention.

Many of these principles of the economy of the future were described back in the early 1970s by the British economist Ernst Schumacher in his book Small Is Beautiful: A Study of Economics as if People Mattered5.

5 Schumacher, E. F. (2012). Small is Beautiful: A Study of Economics as if People Mattered. Moscow: Higher School of Economics Publishing House.

Steps into the new era

The transition to a new economic model will not be easy. Much has already been done to set the groundwork for this transition, but much effort is still required. Each of us faces a choice between venturing into the unknown, or holding on to the old familiar ways. There is always resistance to change in the world, and that creates tension. However, the more support there is for the old way of life, the longer and harder the transition will be.

Here is what a person can do if they want to venture into the unknown new era today, thereby ensuring the smoothest transition from one way of life to another:

  • Take care of your psychological health — we have a lot of difficult years ahead of us, and it is important to stay sane while going through them.
  • Understand what is truly important, and purposefully spend more time on this. Maybe it’s about moving to a place you want to live in, or starting a business you’ve always wanted to do.
  • Take time for your loved ones, treat those around you with care.
  • Provide yourself with a semblance of unconditional basic income: create a product/ service that needs your time only at the moment of its creation.
  • Learn to distinguish between needs and desires.
  • Learn to do manual labor and be self-sufficient.

The time for substituting means of reaching ends with sources of ends is over. It no longer makes sense to strive to own a nice car or yacht. There is enough capital for everyone. The Industrial Age has generated the necessary amount of capital for all humankind. You don’t have to run anymore. The race is replaced by contemplation. There comes a time of learning about yourself and the world around you.

Ekaterina Zatuliveter, co-founder of “GOAL 11” small territory development agency, ideologist of The Artisan’s Journey, co-founder of the School of Evolutionary Leadership

DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-S1-97-103

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Технология блокчейн Технология блокчейн

То, что движет финансовой революцией сегодня

kiozk originals
История великой династии: как искал жену Михаил Феодорович Романов История великой династии: как искал жену Михаил Феодорович Романов

Глава из книги «Романовы. История великой династии» о Михаиле Романове

Forbes
Не сходите с ума на работе Не сходите с ума на работе

Как создать спокойную компанию

kiozk originals
«Возмутители спокойствия, цензоры и экзаменаторы»: почему мужчины ненавидят подруг женщин — взгляд психолога «Возмутители спокойствия, цензоры и экзаменаторы»: почему мужчины ненавидят подруг женщин — взгляд психолога

Почему мужчины часто недолюбливают женские посиделки? Чего они боятся?

Psychologies
Умерла накануне дня рождения и спилась: трагические судьбы актрис, сыгравших советских учительниц Умерла накануне дня рождения и спилась: трагические судьбы актрис, сыгравших советских учительниц

Жизненный путь некоторых советских актрис оказался труден

VOICE
Как выйти из конфликта с «токсиками» и «энергетическими вампирами» Как выйти из конфликта с «токсиками» и «энергетическими вампирами»

Подозреваете, что ваш знакомый — токсичный человек или «энергетический вампир»?

Psychologies
Орангутаны-мигранты позаимствовали пищевые привычки у местных Орангутаны-мигранты позаимствовали пищевые привычки у местных

У кого именно и как долго орангутаны-мигранты учатся есть новую для них пищу

N+1
Колоссальный кальмар: с чего началась история открытия данного вида? Колоссальный кальмар: с чего началась история открытия данного вида?

В 1925 году Г.К. Робсон описал кальмара под названием Mesonychoteuthis hamilton

ТехИнсайдер
Каким получился «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — самый ожидаемый фильм года Каким получился «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — самый ожидаемый фильм года

«Оппенгеймер» — кино о амбивалентной природе человечества

Правила жизни
Спорт на автомате Спорт на автомате

Eurobot: как проходит европейский турнир по робототехнике

ТехИнсайдер
Ландшафты утренней звезды Ландшафты утренней звезды

Как же на самом деле выглядит Венера?

Наука и жизнь
«Силой воли художника происходит мощная ежесекундная редактура реальности». Интервью Андрея Бартенева и Вовы Перкина «Силой воли художника происходит мощная ежесекундная редактура реальности». Интервью Андрея Бартенева и Вовы Перкина

Художники Вова Перкин и Андрей Бартенев — о социальной ответственности

СНОБ
Комедия случая: Эльдар Рязанов — режиссер, который не стал моряком Комедия случая: Эльдар Рязанов — режиссер, который не стал моряком

О гении советской комедии Эльдаре Рязанове

СНОБ
Лемонграсс, зира, фенугрек: как использовать необычные специи и что с ними готовить Лемонграсс, зира, фенугрек: как использовать необычные специи и что с ними готовить

Что можно приготовить с имбирем, лемонграссом и зирой?

VOICE
Всему свой сезон: в какое время года лучше искать работу Всему свой сезон: в какое время года лучше искать работу

Когда лучше всего искать работу?

ТехИнсайдер
10 фото Шинейд О'Коннор, которые говорят все о ее жизни 10 фото Шинейд О'Коннор, которые говорят все о ее жизни

Самые важные факты из жизни Шинейд О'Коннор

Maxim
Больше энергии и меньше тревоги: откуда брать витамин В12? Больше энергии и меньше тревоги: откуда брать витамин В12?

Продукты, в которых содержится витамин B12

ТехИнсайдер
Cтрана, которой нет: как сериал «Библиотекарь» работает с советским мифом Cтрана, которой нет: как сериал «Библиотекарь» работает с советским мифом

Почему «Библиотекарь» выглядит идеологически заряженным, но все же вторичным?

Forbes
Куда поехать на север: туры в самые труднодоступные места России Куда поехать на север: туры в самые труднодоступные места России

Интересные туры в северные регионы России

СНОБ
Психологический тест, который не мешало бы пройти каждому: узнайте, что вы за человек на самом деле Психологический тест, который не мешало бы пройти каждому: узнайте, что вы за человек на самом деле

Глаза могут много рассказать о ваших потаенных личных качествах

ТехИнсайдер
Лучшие приложения для монтажа видео: топ-6 программ для вашего телефона Лучшие приложения для монтажа видео: топ-6 программ для вашего телефона

Лучшие приложения для обработки видео на смартфоне

CHIP
Человечество производит столько курятины, что кости птиц стали символом новой геологической эпохи Человечество производит столько курятины, что кости птиц стали символом новой геологической эпохи

Почему именно куриные кости будут одними из важных находок археологов будущего?

ТехИнсайдер
«Мама посвятила свою жизнь бабушке и теперь того же ожидает от меня»: обыкновенная история «Мама посвятила свою жизнь бабушке и теперь того же ожидает от меня»: обыкновенная история

Порой мы ожидаем от близкого человека роли, к которой он оказывается не готов

Psychologies
Гора идолов Гора идолов

Одно из чудес России – столбы Маньпупунёр

Лиза
Пауки-улобориды убили жертв пищеварительным соком Пауки-улобориды убили жертв пищеварительным соком

Отсутствие ядовитых желез на головогруди не помешало охоте пауков-улоборидов

N+1
6 глэмпингов в Подмосковье 6 глэмпингов в Подмосковье

Отдых на природе не обязательно предполагает сон в палатке и умывание в реке

СНОБ
7 типов голода: как контролировать аппетит — советы специалиста 7 типов голода: как контролировать аппетит — советы специалиста

Как научиться отличать реальную потребность в еде от ложной

Psychologies
Без денег не останетесь: куда прятать наличные на пляже Без денег не останетесь: куда прятать наличные на пляже

Самые надежные места, куда можно спрятать деньги во время отдыха на море

ТехИнсайдер
Обет умолчания Обет умолчания

Отчуждение, потерянность и предательство в «московском цикле» Юрия Трифонова

Weekend
«Не гневите Бога»: почему мужчинам нельзя делать вазэктомию — мнение россиян «Не гневите Бога»: почему мужчинам нельзя делать вазэктомию — мнение россиян

Почему многие люди выступают против хирургической контрацепции

Psychologies
Открыть в приложении