Оператор Ксения Середа — зачем снимать кино на пленку, сколько денег в индустрии

EsquireРепортаж

«Фотография берется, по сути, из ниоткуда»

  • ФИО: Ксения Середа
  • Профессия: Оператор
  • Работы: «Дылда» (2019), «Звоните ДиКаприо!» (2018), «Кислота» (2018)

20-летняя актриса или автор саундтрека — дело, в общем, обычное. Чего не скажешь о 26-летнем операторе, в 23 года снявшем «Дылду» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в программе «Особый взгляд»), а в 22 — один из самых популярных российских сериалов «Звоните ДиКаприо!». Тем более (мы вынуждены это признать), если речь идет об операторе-девушке. В рамках проекта «Кино Esquire» мы встретились с Ксенией Середой и поговорили о том, почему на операторский факультет ВГИКа так сложно поступить, зачем сейчас снимать кино на пленку и так ли много денег крутится в киноиндустрии, как может показаться со стороны.

Давай начнем с самого начала — расскажи свою историю своими словами?

Я родилась 24 августа 1994 года в Москве. Окончила ВГИК, операторский факультет, мастерскую Юрия Анатольевича Невского. На первом курсе познакомилась с режиссером Володей Беком, и почти сразу мы с ним сняли наш дебютный полный метр — фильм «Без кожи». Это была моя первая работа — большая, но еще неосознанная. У Володи было намного больше опыта, потому что он тогда был на третьем курсе, а это уже достаточно серьезно. Мы сняли историю про двух ребят, которые поступают в театральный вуз на актеров: главный герой приехал из другого города, он знакомится с девушкой, и они живут в Москве во время вступительных экзаменов.

Почему ты вообще решила поступать во ВГИК?

Если честно, в детстве я не мечтала стать оператором. Во мне это желание сформировалось, наверное, ближе к окончанию школы. Я занималась фотографией во Дворце пионеров и там познакомилась с одним парнем, который поступил во ВГИК на операторский факультет. Он рассказал: «Слушай, это намного лучше, чем просто фотография, потому что кино — это фотография в движении». Но для поступления нужно было портфолио со снимками. В общем, мне показалось занятным попробовать поступить.

Как твои родители отнеслись к выбору профессии тогда?

Для них это, конечно, было немножко неожиданно. Наверное, потому, что я учила много языков в школе и как будто бы было достаточно очевидно стать филологом или лингвистом. Кроме языков мне нравились точные науки, а сами языки мне не столько нравилось учить, сколько нравилось на них разговаривать — и нравится до сих пор. Но ощущения, что это профессия моей мечты, у меня не было. Так что как только меня увлекла идея поступления на операторский, я начала готовиться.

А на каких языках ты говоришь?

Кроме русского я учила английский, немецкий, арабский, итальянский и болгарский.

Почему такой необычный набор?

Я хотела, чтобы это были разные языковые группы. Сейчас я говорю только на английском и на немецком, в остальных языках у меня слишком мало практики. Какие-то вещи, конечно, я помню, но язык — это очень живая вещь, он требует постоянных упражнений.

И параллельно с иностранными языками ты начала фотографировать, верно?

Да. Наверное, классе в десятом. У мамы с папой были фотоаппараты — помню, мама все время ругалась: когда мы куда-то ездили, я тратила всю пленку на очень странные, по мнению родителей, кадры. Наверняка они и правда были очень странными — деревья, небо, еще что-то. Мне всегда очень нравилось снимать, а в девятом-десятом классе еще возраст такой, когда хочется иметь хобби. И я узнала про этот кружок во Дворце пионеров. Он считался очень крутым, потому что там учили не только съемке, но и фотографическим пленочным и другим аналоговым процессам, работе с кинофотоматериалами. Там меня научили проявлять пленку вручную — это очень пригодилось на вступительных во ВГИК. Сейчас этого тура на вступительных экзаменах уже нет.

Тур состоял из того, что нужно было проявить пленку?

Да. На операторском во ВГИКе, когда я поступала, было четыре тура. Первый тур — заочный: нужно было принести комплект фотографий, около 35 штук. Гипсы, портреты, натюрморты, репортажные кадры, из которых не меньше половины должны были быть выполнены на пленку. Следующий тур — практический. Тебе выдают две катушки черно-белой пленки, и ты должен снять за один день в павильоне гипс, портрет и натюрморт, потом на улице сделать несколько жанровых или репортажных фотографий, в тот же день вернуться во ВГИК, проявить эту пленку, выбрать кадры на печать и либо напечатать их вручную на фотоувеличителе, либо отдать в печать в лабораторию. Многие отваливались на этом этапе. Третий тур — теоретический: мы сдавали историю фотографии, кинофотопроцесс, теорию материалов и оптики, хотя творческие вопросы там тоже были. И там же тоже оценивали комплект снимков, который ты отфотографировал на втором туре, — уже с технической точки зрения. Чтобы проявлять снимки, нужно иметь навык: ты должен зарядить пленку в проявочный бочок вслепую в черной комнате, и сделать это правильно, чтобы потом, когда ты начинаешь заливать проявитель, фиксаж и так далее, там ничего не слиплось. Иначе получится брак и химические процессы не пройдут так, как должны. Если ты проходил все эти туры хотя бы с баллом не ниже 41, то уже непосредственно мастер обсуждал с тобой твои комплекты фотографий, задавал вопросы на творческий потенциал и знание истории искусств — по истории в целом, истории музыки, истории живописи, истории кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мотивация по-русски Мотивация по-русски

Российский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренингов меньше американского

РБК
Один простой вопрос, чтобы перестать бояться и начать действовать Один простой вопрос, чтобы перестать бояться и начать действовать

Как освободиться от оков?

Psychologies
Самолюбование и бзик на безопасности. Что мы узнали про Павла Дурова из фильма Родиона Чепеля Самолюбование и бзик на безопасности. Что мы узнали про Павла Дурова из фильма Родиона Чепеля

Наиболее любопытные факты из жизни главного российского IT-гения Павла Дурова

СНОБ
Горечь с примесью ностальгии: лучшие российские фильмы 90-х Горечь с примесью ностальгии: лучшие российские фильмы 90-х

Удивительные фильмы 90-х

Cosmopolitan
CEO гибких офисов «Ключ» — об эволюции рабочих пространств CEO гибких офисов «Ключ» — об эволюции рабочих пространств

О появлении индустрии гибких офисов и о ее развитии

РБК
«Я кашляла кровью»: Мария Максакова рассказала, как рожала единственную дочь «Я кашляла кровью»: Мария Максакова рассказала, как рожала единственную дочь

Оперная дива рассказала, как прошли роды ее дочери Людмилы

Cosmopolitan
Почему «Хаббл» видит Плутон, но не видит «Аполлон»? Почему «Хаббл» видит Плутон, но не видит «Аполлон»?

Что именно видит телескоп Hubble?

Популярная механика
Еще «Поехали!» скажи: зачем человеку космос Еще «Поехали!» скажи: зачем человеку космос

Почему человека тянет в космос

РБК
5 признаков того, что для другого вы лишь запасной вариант 5 признаков того, что для другого вы лишь запасной вариант

Что делать, если вы не можете понять, на какой стадии ваши отношения

Psychologies
Все по-взрослому Все по-взрослому

Психолог: как узнать, что ребенок уже занимается сексом и нужно ли это делать

Лиза
Лунные деревья, дети астронавтов и редис на SpaceX: 10 фотографий о том, как люди побывали в космосе Лунные деревья, дети астронавтов и редис на SpaceX: 10 фотографий о том, как люди побывали в космосе

Фотографии, отражающие присутствие людей в космосе

Forbes
Полные карманы воспоминаний Полные карманы воспоминаний

Помните свои детские путешествия? Они как камушки в карманах

Seasons of life
12 необычных фактов о Юрии Гагарине: космонавте, стиляге и герое 12 необычных фактов о Юрии Гагарине: космонавте, стиляге и герое

Празднуем 60 лет со дня первого полета в космос

Playboy
Топ-10 причин, почему религия полезна для здоровья Топ-10 причин, почему религия полезна для здоровья

Заповеди религий чем-то похожи на советы из стенгазет в поликлиниках

Maxim
По следам «Слепка»: что такое танец в музее и зачем он нужен зрителю По следам «Слепка»: что такое танец в музее и зачем он нужен зрителю

Какие связи устанавливает танец между скульптурой, живописью и хореографией?

РБК
Самостоятельная забота Самостоятельная забота

Окружающая среда – это буквально всё, что находится вокруг тебя

Cosmopolitan
MIND-диета: лучшая система питания для мозга и тела MIND-диета: лучшая система питания для мозга и тела

Что нужно есть, чтобы держать в форме и свое тело, и свой мозг

Cosmopolitan
«Все будут в шоке»: уйдут ли из России владельцы криптовалюты из-за поправок в Налоговый кодекс «Все будут в шоке»: уйдут ли из России владельцы криптовалюты из-за поправок в Налоговый кодекс

Налоговики хотят обязать россиян отчитываться о владении криптовалютой

Forbes
От голого живота к полуобнаженной груди: как менялся стиль Екатерины Климовой От голого живота к полуобнаженной груди: как менялся стиль Екатерины Климовой

Екатерина Климова – многодетная мама, успешная актриса и привлекательная женщина

Cosmopolitan
Данные претендентов на кредиты «Дом.РФ» утекли в интернет Данные претендентов на кредиты «Дом.РФ» утекли в интернет

Более 100 000 записей с данными «Дом.РФ» выставили на продажу в интернете

Forbes
«На те же грабли»: почему мы выбираем похожих друг на друга партнеров? «На те же грабли»: почему мы выбираем похожих друг на друга партнеров?

Эксперт: какие механизмы психики определяют наш выбор партнера и как их изменить

Psychologies
Американский парадокс: почему в США устаревшая IT-инфраструктура, а план Байдена не лишен смысла Американский парадокс: почему в США устаревшая IT-инфраструктура, а план Байдена не лишен смысла

По многим технологическим сервисам Америка отстает от развитых стран Европы

Forbes
Самый страшный человек в Голливуде: почему продюсера Скотта Рудина могут «отменить» за абьюз и агрессию Самый страшный человек в Голливуде: почему продюсера Скотта Рудина могут «отменить» за абьюз и агрессию

Расследование рассказывает об отношениях Скотта Рудина с подчиненными

Forbes
Самые дурацкие автомобильные киноляпы Самые дурацкие автомобильные киноляпы

Интересно, режиссеры хоть раз водили машину?

Maxim
Почему с увеличением дохода многие люди не становятся богаче Почему с увеличением дохода многие люди не становятся богаче

«Персональная инфляция» или «инфляция образа жизни»

СНОБ
Почему драма «Минари» должна получить «Оскар»? Почему драма «Минари» должна получить «Оскар»?

«Минари»: драма, проникнутая тревогой

GQ
Глубокая заморозка Глубокая заморозка

Процедура сохранения фертильности все больше заботит умы 30-летних

Grazia
Это перебор: в Ираке родился младенец с тремя пенисами Это перебор: в Ираке родился младенец с тремя пенисами

Иракские медики вперыве столкнулись трифаллией

Cosmopolitan
Уксус, лимонад и воздух: 9 самых необычных диет звезд - эффективны или нет? Уксус, лимонад и воздух: 9 самых необычных диет звезд - эффективны или нет?

Знаменитости готовы даже на экстремальные меры, лишь бы скинуть вес

Cosmopolitan
Потолстеть к лету: как набрать вес и не навредить здоровью Потолстеть к лету: как набрать вес и не навредить здоровью

Проблема набора веса не менее актуальна, чем избавление от лишних килограммов

Cosmopolitan
Открыть в приложении