Миллиардер Юрий Мильнер о возвращении к детской мечте и DST Global

ForbesБизнес

Полеты во сне и наяву

Текст Николай Усков. Фото Дмитрий Костюков для Forbes

Юрий Мильнер, №27 в списке Forbes, пожалуй, единственный наш соотечественник среди самых известных в мире инвесторов в секторе высоких технологий. Ежегодно он жертвует по $100 млн на научные проекты, в первую очередь связанные с изучением космоса. О возвращении к детской мечте и новых горизонтах DST Global Мильнер поговорил с Николаем Усковым.

Чтобы понять, кто такой Юрий Мильнер сегодня, нужно вернуться в 1961 год. «Когда я родился 11 ноября 1961 года, родители назвали меня в честь Юрия Гагарина, который полетел в космос 12 апреля того же года. И это, мне кажется, был такой месседж, который они мне послали». Мильнеру выпало родиться в сверхдержаве, а именно сверхдержавы обычно порождают большие идеи и большие проекты. Одним из таких проектов, без сомнения, и был полет человека в космос. Еще ребенком Юрий, по собственному выражению, застал «хвост оттепели», последней советской эпохи великих надежд. На это время пришелся и пик культа науки. Пожалуй, никогда ученые не пользовались таким высоким общественным признанием. Отец Юрия — экономист, мать — врач-вирусолог. Мильнер вырос в атмосфере споров между физиками и лириками, которые бурлили тогда на многих кухнях. Правда, физики в компании родителей все же преобладали. Мильнер хорошо помнит, сколь увлекательны были долгие разговоры взрослых о природе Вселенной и как его, еще ребенка, загоняли спать на самом интересном месте. «Когда мне, наверное, было лет десять, я прочитал книгу Иосифа Шкловского «Вселенная, жизнь, разум», — вспоминает он. — Именно тогда меня заинтересовала тема жизни во Вселенной как большой экзистенциальный вопрос, на который нашей цивилизации нужно найти ответ». Эта книга в конечном счете и привела Мильнера на физфак МГУ в 1979 году, как водится, через математические и физические олимпиады, через журнал «Квант».

Говоря о своей юности, Мильнер отдает должное и фундаментальному, подобающему империи, образованию, и русской литературе: «Достоевский — среди прочего — пример глубокого проникновения в психологию человека. А навыки психологического анализа едва ли не основные в бизнесе». И, конечно, кино: «Наше поколение выросло на выдающихся советских фильмах». «Полеты во сне и наяву», «Неоконченная пьеса для механического пианино» — называет он некоторые из любимых. Но мы, конечно, помним и советский фантастический фильм «Москва — Кассиопея» 1974 года. Не мечтать о космосе тогда значило не мечтать вовсе. И этой детской мечтой Мильнер, которому в этом году исполнится 60 лет, увлечен сегодня больше всего. Правда, возвращение к ней было извилистым.

После окончания физфака МГУ в 1985-м он пошел работать в Физический институт Академии наук (ФИАН), в отдел теоретической физики Виталия Гинзбурга, но задержался там ненадолго: «В моей спальне висели портреты Эйнштейна, Дирака. И по сравнению с заданной ими высокой планкой, как я вскоре понял, мои возможности ограничены. Теоретическая физика — такая область, где есть несколько десятков человек, которые находятся на самом острие. Все остальные идут в их фарватере. Я понял, что я не на острие и вряд ли там окажусь». С 1989 года Мильнер занялся бизнесом: он, как и многие другие, стал торговать компьютерами. Хотя бизнес был скромным, Юрию удалось купить собственную квартиру по соседству с родителями. Впрочем, Мильнер-старший был не слишком доволен таким резким поворотом в жизни сына. Он считал, что, если хочешь чем-то заниматься, нужно сначала выучиться. «Мне кажется это прямое следствие академического подхода ко всему в жизни. Логичный взгляд, но к бизнесу, наверное, не всегда применимый». Так судьба привела Мильнера в Уортон, одну из крупнейших бизнес-школ США. А попал он туда «достаточно фантастическим способом». У отца в Уортоне работал знакомый эмигрант из СССР, который обещал замолвить словечко в приемной комиссии.

«Выезд из Советского Союза в Америку был еще вещью нетривиальной. Но я тем не менее нашел способ это сделать, — рассказывает Мильнер. — Я был знаком с издателем журнала «Квант», и мне удалось устроиться руководителем группы школьников, победителей Всесоюзной математической олимпиады, которые участвовали в симметричном обмене с американскими школьниками».

И тут любой скептик уверует в судьбу. Мильнер отправился во главе своей группы в Мэрилендский университет, где принимающей стороной был не кто иной, как Михаил Брин, отец Сергея Брина, основателя компании Google. «Когда мы с Сергеем Брином познакомились примерно 10 лет назад, мы в какой-то момент восстановили эту историю и обнаружили, что первый раз встретились в 1990 году дома у его отца», — говорит Мильнер. Михаил взял на попечение делегацию советских школьников, так что Мильнер смог отправиться на интервью в Филадельфию, где находится Уортон.

Излишне говорить, что Мильнер не имел ни малейших шансов: он не сдавал ни GMAT, ни TOEFL и у него не было денег для двухгодичного обучения в одной из самых престижных школ Америки. «Но у меня с собой была одна козырная карта, которую я в конце разговора выложил на стол, — вспоминает он. — Мне было известно, что в том году впервые в истории Гарвард принял трех студентов из Советского Союза в свою бизнес-школу. А Гарвард и Уортон — две школы, которые постоянно конкурируют за первое место в рейтинге бизнес-образования. Я сказал, что если ваш конкурент зачисляет трех студентов из СССР, то вам нужен как минимум один. И поскольку других вариантов нет, а я явился как Ломоносов, издалека и почти пешком, то, мне кажется, вам надо серьезно об этом подумать». Мильнера не только приняли, но взяли на себя расходы по обучению и даже нашли корпоративного спонсора, который был готов оплачивать его стипендию в размере $1000 в месяц.

Бизнес-школу Юрий окончил без диплома, ему не хватило двух баллов. «Думаю, Уортон был полезен, но необязателен, — признается он. — Эти годы были весьма интенсивными. Для человека, который приехал из-за железного занавеса, вся терминология была слегка инопланетная. Первые месяцы я не понимал на лекциях вообще ничего. Например, я не знал, что такое «акции» или «облигации» и как это будет по-английски. Так что, наверное, для такого Ломоносова это был позитивный опыт».

Вернувшись в Россию после трех лет работы во Всемирном банке в Вашингтоне, Мильнер начал искать возможности для применения новых знаний, с тем чтобы построить нечто большое. «Уже с 1995 года такие возможности были связаны с тем, что называется сегодня стартапом, потому что основные компании были уже приватизированы и построить что-то большое можно было только с нуля». В 1999 году он наконец обнаружил такую возможность. Мильнер называет ее «золотой жилой» и «клондайком». Это был интернет. В России еще очень немногие были подключены к интернету. Но Мильнера вдохновлял успех Amazon, Yahoo и ebay. «Это и послужило основным толчком для того, чтобы начать строить интернет-компанию в России, которая впоследствии была консолидирована под брендом Mail.ru», — замечает он.

В: Вы на тот момент уже обладали капиталом?

О: Я обладал капиталом в $1 млн, который сложился из моей зарплаты за некоторое количество времени, поскольку я был одним из немногих выпускников бизнес-школы в России и зарплату мне платили большую. Из этого миллиона $750 000 были вложены в Mail.ru

В: Почему именно почтовый сервис?

В тот момент я пытался проинвестировать в Yandex, но проиграл конкуренцию фонду Baring Vostok Майкла Калви и Ru-Net Holdings Леонида Богуславского. Следующий большой актив был именно Mail.ru.

В: Как вы познакомились с Усмановым?

С Усмановым я, наверное, познакомился уже в 2008 году. История финансирования Mail.ru была цикличной. Первыми моими инвесторами в 1999–2001 годах были американские фонды. С 2001 по 2004 год не было вообще никаких денег, за исключением какого-то количества российских. В 2005-м на этот рынок опять пришли иностранные институциональные инвесторы, такие, например, как Tiger Global, Naspers и Goldman Sachs. Но в результате кризиса 2008 года опять все зарубежные деньги исчезли, зато появился Алишер Бурханович Усманов и вложил в Mail.ru довольно значительную сумму. В 2010 году состоялось IPO Mail.ru, и компания снова привлекла значительные иностранные инвестиции. Знакомство с Усмановым произошло именно потому, что я искал инвестиции для Mail.ru и говорил с довольно большим количеством потенциальных российских инвесторов. Но только он решился на это в самое тяжелое время, когда был реально серьезный мировой кризис.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить» Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»

Правила бизнеса Паоло Клеричи, патриарха семейного бизнеса Coeclerici

Forbes
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Песнь льда и пломбира Песнь льда и пломбира

Лиза Туктамышева – просто красивая девушка, которая любит мороженое!

Maxim
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
Торговое оборудование Торговое оборудование

Как друзья из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд

Forbes
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Аграрный связной Аграрный связной

Как немец Штефан Дюрр использует 630 000 га российской земли

Forbes
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Открыть в приложении